Комплекс белорусского женского национального костюма

Материалы » Белорусский национальный костюм » Комплекс белорусского женского национального костюма

Страница 1

Нижняя одежда

Женский традиционный белорусский костюм более разнообразен, чем мужской, кроме того, он богаче украшен. Внешний вид женщины строго соответствовал ее возрасту и статусу: девочка, девушка, невеста, кабета, вдова, пожилая женщина, старая.

Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Женская рубашка была намного длиннее мужской. Имеется три типа рубах: туникообразная, с кокеткой и с прямыми плечевыми вставками. Шились из домотканого полотна. Основу женской сорочки у белорусок составляла «станина» из цельного прямого полотна или из двух частей. Наиболее простой тип кроя – туникоподобный. Характерной его особенностью является отсутствие шва на плечах (материал просто перегибался). Но в XIX – начале XX века он почти не использовался и сохранялся лишь в обрядовом (погребальном) костюме.

Типичным кроем белорусской женской рубахи был паликовый, когда переднее и заднее полотнища соединялись на плечах с помощью прямоугольных вставок – паликов, которые обычно также были из полотна. Пришивались палики к полкам сорочки по утку. Вставки на плечах и и собранный возле шеи воротник отличали славянские рубахи от рубах других народностей. Сорочка с паликами шилась из домашнего полотна из двух, трех и четырех полок шириной от 38-40 до 62-70 см. Отличие паликовой белорусской сорочки от таких же славянских заключается в наличии «подтачки», «подставки». Довольно распространенным типом женской сорочки в конце XIX - начале XX века становится кашуля с кокеткой или на кокетке. В ней основной материал («станина») пришивался вверху к неширокой кокетке. Полотнища «станины» при сшивании с кокеткой собирались в сборку спереди с сзади. Кокетка имела плечевые швы, но часто их не делали, тогда материал на плечах просто перегибался. Необходимой частью кашули является не очень широкий, длиной до кисти рукава с манжетами.

В белорусской женской сорочке преобладал стоячий (2-3 см) тип воротника, который застегивался на две пуговицы спереди или сбоку. Отложные воротники были широкими и застегивались на запонку или стягивались лентой или полоской цветной ткани (спулечкой, жичкой). Считается, что отложный воротник у белорусов появился под влиянием польской культуры.

Определенный вид воротника связан с кроем рубахи и влияет на оформление нагрудного разреза-пазухи. При туникообразном крое обычно воротник отсутствовал, а узкая обшивка вокруг шеи застегивалась на одну пуговицу. Украшения здесь размещались по краю кокетки. Кашули шили из материалов разного качества: верх из более тонкого, холщового полотна, а низ (подтачку) из более грубого «посконного». Цельные рубахи являлись праздничной и обрядовой одеждой.

Сорочки женщин, особенно ежедневные, или совсем не украшались, или украшались очень скромно, простейшими выткаными полосками красного цвета. Со второй половины XIX века входит в употребление разнообразный тканый и вышитый орнамент, который размещался на груди, паликах, воротнике, верхней части рукавов, причем вышивке на рукавах уделялось большое внимание. У белорусок не было принято украшать подол, потому что юбки были длиннее сорочек[8].

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Резьба по дереву
Резьба, один из древнейших и наиболее распространенных видов декоративного искусства. Наиболее распространенным материалом для изготовления художественных изделий издавна являлось дерево. Под воздействием резца оно превращается в разнообр ...

Возрождение казачьей культуры Юга России как системного явления
Сейчас, когда прошла эйфория первых казачьих съездов и праздников и можно спокойно и взвешенно взглянуть на результаты двадцатилетнего развития этого процесса, оказывается, что вынутых из старинных сундуков боевых наград прадедов, амуници ...

Женская одежда
Богатство национальных традиций, яркую декоративность и разнообразие композиций узора несет калмыцкая национальная одежда. Килиг — женская (нательная) рубаха, надевавшаяся через голову, была совершенно аналогична по крою мужской рубахе. ...