Основание Ачинского острога

Материалы » Колонизация Причулымья в XVII-XVIII вв. » Основание Ачинского острога

Страница 1

причулымье острог переселенец военный

В обстоятельствах поставления Ачинского острога 1641 г. настолько много неясного и противоречивого, что историк подчас должен уподобиться следователю, который пытается найти верные и точные свидетельства среди массы заведомо ложных или утаенных показаний. Таким методом мы и воспользуемся, рассматривая все документы и показания в том порядке, в котором они отложились в делах Сибирского приказа по ходу реализации этого похода.

Мысль о походе на эту южную «украйну» Сибири в московских правительственных кругах зрела уже давно, чуть ли не с первых годов поставления Кузнецкого острога, но лишь в конце 30-х гг. XVII в. обстоятельства позволили вплотную заняться этим планом. Во главе похода было решено поставить второго тарского воеводу Якова Остафьевича Тухачевского.

Впервые схема предстоящего похода встречается в «докладе» Сибирского приказа 145 – 147 гг. (т.е. 1636 – 1639 гг.). Маршрут предполагался следующий: выйдя из Томска, идти «до урочища во Божьем озере до реки Урюпа сухим путем . кузнецким и красноярским служилым людям 6 дней. От Кузнецкаво острогу до того до Божьего озера через Чойские горы . дни. А из Красноярскаво острогу до Божьего озеру и до реки до Урюпа 6 дней. А от Божьего озера, собрався итти до Белово Июса и до киргизсково каменново городка пол два дни, а от Кузнецкаво и Красноярскаво острогов до юно киргизскаво каменаво городку ходу пол пяти дни .»[64].

Что же можно сказать об этой схеме маршрута с учетом современных географических данных? Как видим, служилые люди из трех городов – Томска, Кузнецка и Красноярска – должны были соединиться у Божьего озера, ныне так называемые Большое и Малое озера в Ачинском районе Красноярского края. Упомянутые в документе «Чойские горы» – это современный Кузнецкий Алатау. И, наконец, на современной карте Хакасской автономной области городище – остатки древнего укрепления – показаны южнее Малого озера на левой стороне речушки Печище, притока Черного Июса, как бы напротив деревни Черемшино.

Маршрут был выработан не без активного участия самого Я. Тухачевского, который вызывался в Москву в Сибирский приказ для доклада. Это был вполне реалистический план, положенный в основу всех последующих экспедиций в Киргизскую землю.

Весной и летом 1639 г. в Тобольск пришло хлебное и денежное жалованье для отряда Тухачевского. Но выступить в поход воеводе сразу же не удалось, ибо тобольские служилые люди, не получив своего жалованья еще за 147 г., отказались идти в поход и подали челобитную. Сами тобольские воеводы не могли удовлетворить эту челобитную, ибо все запасы хлебного и денежного жалованья уже ушли на Лену[65]. Тухачевскому ничего не оставалось, как ждать присылки этого жалованья. Но эта приостановка не только изменила сроки похода, но и внесла свои коррективы в предполагаемый маршрут. По всей видимости, воевода зря времени не терял и собирал информацию о «Киргизской землице». На основе этой информации Тухачевский стал докладывать в Москву, что «зимним путем с тяжелым возом да всякими запасами против немочно, потому снеги указывают болшие, а во многих лежат горы каменные». Поэтому он предложил другой маршрут: «водным путем рекой Чулым и Полым Июсом можно дойти и до каменаво городка, а каменной городок . стоит во середине Киргизской землице .»[66].

Этот текст весьма интересен. Он показывает, во-первых, что русские люди XVII в. хорошо отличали сам Чулым от Белого Июса. Во-вторых, если из предыдущих документов еще можно было думать, что каменный киргизский городок находился на р. Печище, то из этой отписки видно, что киргизский городок располагался за Белым Июсом. На современной карте Хакасии такой городок действительно показан за Белым Июсом по правую сторону от р. Шира, впадающей в озеро Билё, недалеко от современной железнодорожной станции Шира. Правительство одобрило этот вариант, и началась деятельная подготовка похода.

8 октября отряд пришел в Томск, и Тухачевский в присутствии Томской администрации устроил смотр войску. Служилые люди своими челобитьями всячески задерживали поход; торопились же с походом сам Тухачевский и томская администрация, которой пребывание в городе нескольких сотен служилых людей, официально не подчинявшихся им и фактически не подчинявшихся никому, весьма осложнило положение в городе, и без того достаточно напряженное. Среди служилых еще не забылось, как в 1633 – 1634 гг. в Томске велся розыск о злоупотреблениях первых томских воевод; как в 1635 г. «литва» устроила заговор; как в 1637 – 1638 гг. вспыхнул «бунт» служилых. Кроме того, уже в 1640 г. возникло судебное дело по обвинению второго томского воеводы И. Кобыльского в «грабежах и разбоях», и, в придачу, томские власти оказались втянутыми в сыск против нарымского воеводы И. Скобельцынова. А впереди назревали грозные события Томского восстания 1647 – 1648 гг. В этих условиях власти не останавливались ни перед чем, лишь бы только побыстрее выпроводить отряд Тухачевского из города. Они не только нашли продовольствие, но и сами старались произвести разведку Киргизской земли. Поэтому 2 февраля они послали в Киргизскую землю к князцу Ишею, будущему активному противнику Тухачевского, и ко всем киргизским улусным людям томских конных казаков И. Грызова и И. Верхотурцева «да с ними ясачново человека Ишенаево Ска-Кулу», чтобы они уговорили Ишея и прочих улусных людей не приставать к «воровским киргизам» и не нападать на русских людей. 29 апреля 1641 г. на «Киргизский рубеж» на р. Кия был послан тот же И. Верхотурцев, вернувшийся в Томск 20 мая. В его задачу входило найти «вожа» для отряда Тухачевского[67].

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Верования и обряды
Христианизация практически не затронула чукчей. В начале двадцатого века православными числились около 1,5 тыс. чукчей. Была распространена вера в духов. Болезни и бедствия приписывали действию злых духов (келет), охотящихся за человеческ ...

Основание Санкт-Петербурга
В нашей семье чудом сохранилась книга «Невский проспект», автор ее И.Н. Бажерянов. Посвящена эта книга двухвековой жизни Санкт-Петербурга, юбилейное издание. Книга пережила революцию 1917 г., блокаду Великой Отечественной войны и 1991 г., ...

Черкесы
ЧЕРКЕСЫ, адыгэ (самоназвание), народ группы адыгов в Российской Федерации. Численность 50,8 тыс. человек, в том числе в Карачаево-Черкесии - 40,2 тыс. человек. В прошлом предков современных Черкесов соседние народы называли "кабардин ...