Современное расселение телеутов и характеристика мест их обитания

Материалы » Бачатские телеуты » Современное расселение телеутов и характеристика мест их обитания

Страница 2

Хотя природно-климатические условия кузнецкой котловины были однородные, расселение же бачатских телеутов имело ряд особенностей. Так телеуты, живущие на границе Кузнецкой котловины с Салаирским кряжем (улус Урской), Горная Шория (улусы Среднетелеутский, Торгайский, Керлегешский), Кузнецкий Алатау (улусы Карагайлинский, Мокроусовка). В этих границах занимались в основном охотой и собирательством кедрового ореха. А вот в районе пойм р. Бачатки, Ур – степная зона, поэтому присутствовала охота на сусуликов, но уже были развиты землепашество и огородничество.

Так как более компактное проживание существует на территории Бековского с / Совета, а в настоящее время – Бековское территориальное поселение, несмотря на то, что были хорошие условия для землепашества и огородничества. В индивидуальном плане огородничество было развито слабо. Единицы высаживали овощи, большее предпочтение отдавалось картофелю.

На территории были в начале три колхоза: «Телеут», «Крачи», «Нацмен» – мужчины работали в колхозе, а женщины были домохозяйками и рвали ковыль на щётки, занимались их производством и продажей.

Позднее, когда созданы были животноводческие фермы, молодые женщины стали работать на животноводческих фермах.

В весенне-летний период мужчины в свободное от работы время занимались охотой на емранок (сусликов), женщины также рвали ковыль и продавали щётки. Занимались этими промыслами до 80-х годов 20 века.

Кроме этого, в этот период был развит такой промысел как выделка овечьих шкур и шитьё из них шуб как телеутских, так и русских.

Вообще, и в советский период, и в постсоветский занятость населения зависела от экономического и политического развития страны.

Так в 30–60 г. 20 в. основная масса телеутов работала в колхозе, зарплата была на уровне прожиточного минимума, однако механизаторы и доярки получали высокую зарплату. В связи с получением образования постепенно стали уезжать в города для получения другой специальности. Например, Тыдыков Григорий Степанович, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС, получив высшее образование в г. Новосибирск, жизнь свою связал со строительством химических объектов и работал в г. Северске. Братья Тыдыковы Николай и Василий связали свои судьбы с железной дорогой и угольной промышленностью, где Василий Андреевич получил награду Шахтёрская слава всех трёх степеней.

Более значительный исход из земледелия начинается в 70 – 80 г. 20 в., т.к. образование стало доступным после открытия средней школы в 1971 году.

В 90-е годы 20 века, колхоз «Сибирь», созданный в 1951 году из всех объединённых мелких колхозов, начал вновь дробиться на национальной почве. Если колхоз «Сибирь» до разрушения был рентабельным, для телеутов он был основным местом работы, то после того, когда стал и «Сибирь», и «Байат», во главе которого встали люди далёкие от земледелия и животноводства, телеуты потеряли работу и основу жизни. И только в начале 21 века им пришлось приспособиться к условиям новой жизни. Так начал развиваться малый бизнес, при чём не только в селе, но и в городе; на территории Беловского р-на развита сеть угольных предприятий, большая часть телеутов работает на них, даёт работу и железная дорога, которая проходит непосредственно по территории Бековского поселения.

Если теперь среди телеутов есть свои предприниматели, то в 30–40-ые г. 20 века телеуты пекли хлеб сами и даже муку изготовляли сами в ступе – называлась такая мука толкан. Ступу можно теперь увидеть только в музее. Для покупки мануфактуры ходили в город. Школа была начальная и позже семилетняя.

В 50–60-е г. появился магазинчик с необходимыми продуктами и промышленными товарами. Школу обосновали в бывшем здании церкви. Появился клуб в каменном исполнении. Всем этим строительством занимался колхоз «Сибирь».

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Войны с коренными народами
Первые контакты русских с чулымцами, по сведениям Г.Ф. Миллера, примерно соответствуют по времени основанию Томска: «Князец чулымских татар Исек, Мелесского рода, за много лет перед тем, когда ясак с реки Чулыма вносился еще в Сургут, до ...

Археологические свидетельства использования огня на могильнике Монастырка-3
Могильник Монастырка-3 расположен к 1,8 км к юго-западу от пос. Рудная Пристань и находится на соседним с поселением Рудная Пристань 18-метровом мысу в 220 м от раскопа последнего. На некрополе на вскрытой раскопами поверхности площади 21 ...

Вода – очищающее начало
В основе всех обрядов купальской ночи лежит почитание воды и солнца. Иванов день заполнен ритуалами, связанными с водой, оттого он и называется чистоплотным. На заре этого дня принято купаться, такому купанию приписывается целебная сила ...