Становление белорусской нации – как самостоятельного народа в Европе

Материалы » Становление белорусской нации как самостоятельного народа в Европе » Становление белорусской нации – как самостоятельного народа в Европе

Страница 1

С развитием феодальных отношений древнерусское государство - Киевская Русь начинает дробиться на самостоятельные в политическом отношении небольшие княжества, что, однако, не порывает их материальных и духовных связей с русскими княжествами. В 1101 году образовалось и Витебское удельное княжество. Пользуясь феодальной раздробленностью, опустошительными княжескими междоусобицами, ослаблявшими Русь как государственный организм, на Витебщину все чаще стали нападать литовские князья. С конца XII столетия северо-западные русские земли постепенно переходят в их руки, и только витебский удел, при заступничестве киевских, смоленских и черниговских князей, сохранил независимость до XIV столетия.

В этот довольно длительный исторический отрезок времени наши предки - восточные славяне - сложились в единую древнерусскую народность, которая послужила основой формирования братских русского (великорусского), украинского и белорусского народов; создали яркую и самобытную культуру[3,c.54].

Вопросы происхождения народов неизменно вызывают жгучий интерес на протяжении всего новейшего времени. Именно на национальном уровне развития ответы на вопросы, "когда?", "где?" и "от кого?" произошел тот или иной народ, предоставляют этносу "законные" права на существование, играют роль "неопровержимого" аргумента в извечной конкуренции с соседями и укрепляют национальное самосознание. В случае с "малыми" народами ("малыми" не в плане количественном, а в плане собственной государственности) вопросы этногенеза приобретают особое значение, позволяя удерживать безопасную дистанцию с "большими" народами ("старшими братьями"), не растворяясь в них. Поэтому каждое исследование в данной области (будь оно хоть стократ беспристрастным) имеет свой отчетливый идеологический и политический подтекст. Происхождение славянских народов часто становилось благодатной темой для сознательных спекуляций.

Не являются исключением и концепции этнического развития белорусов. Разделы Речи Посполитой и присоединение территории Беларуси к Российской империи поначалу не нарушили преобладания польской культуры (литература, печать, образование) на этих землях. Польское влияние признавалось исторически обусловленным, что не могло не отразиться на осмыслении этнической истории местного населения. Беларусь и белорусы рассматривались большинством польских ученых (А. Дамбовский, А. Нарушевич, С. Линде) в качестве польской провинции и соответственно этнографической группы поляков, "испорченных" русским (православным) влиянием и разговаривающих на диалекте польского языка. В качестве же самостоятельной этнической единицы славянства белорусы, по мнению поляков, якобы никогда не существовали[3,c.56].

Однако после поражения восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов царское правительство начинает активно осуществлять политику "утверждения русского дела в крае" под лозунгом "располячивания". С точки зрения официального Петербурга белорусы представлялись частью великорусского племени, разговаривающей на "белорусском подъязыке, как ветви российского языка". Представителями такого подхода являлись не только "западноруссы" (М. Говорский, М. Коялович, И. Солоневич), проводившие "располячивание" непосредственно на белорусских землях, но и ряд известных русских ученых. Так, например, академик А. Соболевский рассматривал белорусский язык как "поднаречие" русского языка.

Однако пристальный интерес к этнографии, фольклору, языку и истории населения "Северо-Западного края" во второй половине ХІХ - начале ХХ века окончательно утвердил исследователей (Е.Р. Романов, М. Федеровский, Е.Ф. Карский, М.В. Довнар-Запольский и др.) во мнении о самостоятельности белорусов как отдельного восточно-славянского этноса, самобытности его языка и истории.

Распространенные в Российской империи концепции происхождения белорусов, если не принимать во внимание "великопольской" и "великорусской", предполагали два основных варианта образования белорусского этноса: с одной стороны, на основе летописных племен восточных славян - кривичей, радимичей и дреговичей (В. Антонович, И. Беляев, А. Сапунов), и, с другой стороны, при активном участии балтского и финно-угорского этнического компонента (Н. Костомаров, М. Любавский, П. Голубовский). Хронологически образование белорусов, как правило, относили к ХІІІ-ХІV векам - времени распада Киевской Руси и включения восточно-славянских земель в иные государственно-политические образования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Национальная кухня
Кыргызская Республика известна не только, как край живописной природы, но и как страна с древней самобытной культурой, с сохраняющимися отдельными элементами кочевого образа жизни, соседствующего с современной цивилизацией. Кыргызская на ...

Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина
Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина. Пушкинская лира звучала – нежно, призывно, чарующе – на Руси святой. Псковские пущи, Михайловские перелески, подмосковные боры, болдинские рощи, тамбовские урочища, липецкие сосняки, ...

Сравнительная характеристика народных росписей Восточной Сибири и культуры древних славян, а также воздействие бурятской культуры на искусство семейских Забайкалья
Значительное влияние на становление поздних крестьянских росписей оказала высокая культура древнерусских и старообрядческих центров, среди которых следует отметить Выголексинское житие на Севере, Стародубье и Ветку – на Западе и керженски ...