Хлебопашество

Главная роль в экономике края принадлежала земледелию. Первая борозда была проведена, как только русские пришли на пригодные для этого земли. Из-за дороговизны хлеба пашней стремились обзавестись все: и крестьяне, и казаки, и посадские, и казна. Возить «хлебные запасы» из-за Урала было очень накладно, а местное население пашенного земледелия практически не знало. Для обзаведения крестьянским хозяйством требовалось гораздо больше средств, чем для пушного промысла. Поэтому переводимые в Сибирь крестьяне или определенные на пашню ссыльные получали от государства деньги на «подъем», а также «подмогу» , ссуду и налоговые льготы. Размеры этой материальной помощи порой сильно различались и все теснее увязывались с обязательствами новоприборных крестьян по несению казенного тягла .

В 1700 г. выдача подможных денег была запрещена. Правда, раздачу хлеба на семена и освобождение от налогов и натуральных повинностей от года до четырех лет для новоповерстанных крестьян по-прежнему сохранили. Имелась возможность получить и ссуду, которая, в отличие от подмоги, возвращалась. Она оформлялась документально «заемной кабалой» и предоставлялась по желанию крестьян. Определенные меры по привлечению тружеников на свои земли предпринимали три приенисейских монастыря. Со временем частные лица из старожилов тоже стали участвовать в устройстве пришлых людей на пашню. Они либо нанимали их из доли доходов своего хозяйства, либо отдавали свое хозяйство вместе с тяглом, чтобы перейти в другое сословие или переселиться, изменив вид тягла. Так, в 1670 г. красноярские крестьяне Кузьма и Юрий Ефимовы, дети Таскины, сдали свое тягло в виде 0,5 десятины государственной пашни отставному казаку Якиму Дикитину Подпоре и его сыну Игнатию, взяв у них запись «выполнять все повинности, приходящие на их тягло .»[3].

В результате совместных усилий правительства и частных лиц в бассейне Енисея сложился второй по значимости земледельческий район Сибири.

Основной житницей края являлся Енисейский уезд. В более же плодородном Красноярском уезде своего хлеба долго не хватало. Мешали постоянная военная опасность и набеги отрядов кыргызских князей. Так, в 1635 г. пашенные крестьяне Красноярска писали в своей челобитной царю: « .и нас, и жен наших, и детей на пашнях убили 70 человек, а иных в полон свезли». Мало что изменилось к концу века. Посадские люди и крестьяне уезда тоже постоянно жаловались на кыргызов, что «они нам пашен пахать не дают и сен косить, по вся годы угрожают войною, и по их угрозам на . пашнишки свои и сен косить вдаль ездить не смеем. А которые мы, холопы и сироты ваши, живем по деревням и от города удалели верст по 20 и по 30 и по 50, тем оберечься от них . никакими мерами невозможно, бывает их воровской изменнический воинский приход безвестно». Поэтому южная граница приенисейского пахотного поля лежала сразу за Красноярском у речки Овсянки. Северная же граница, что неожиданно для нашего времени, проходила не так уж далеко от Полярного круга — в районе Ворогово, где довольно устойчиво вызревал ячмень.

Подтянутость пашни XVII в. к северу была также связана с нуждами пушного промысла и стала возможной благодаря упорным опытным посевам. Свои агротехнические методы пришлые крестьяне применяли, гибко учитывая почвенно-климатические условия местности.

Под пашню выбирали открытые места — «елани» в лесах или в приречных долинах. Предпочтение отдавалось юго-восточным склонам в полугоре. Спускаться к подошве мешали ранние и поздние весенние и осенние заморозки.

На вершине же был беднее почвенный слой, и обрабатывать землю оказывалось сложнее. По мере выпашки земель либо прибегали к «росчистям», то есть выжигали ближние лесные участки, либо переходили на новые еланные места. Из-за обилия земель естественное плодородие не восстанавливали. Навоз на поля не вывозили, а сваливали прямо за околицей.

Популярные материалы:

Водные биоресурсы - Калининградская область
Область располагает уникальными по своему рыбохозяйственному значению водоемами, в которых обитает более 50 видов рыб и морскими (до 40 наименований) видами. Наибольшее промысловое значение имеют треска, салака, килька, лещ, судак, сельдь ...

Анализ деятельности центра народной культуры по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
Онгудайский район расположен в центральной части Республики Алтай, площадь 11745 кв.км. Район (аймак) образован в 1921 году. Разделен на 10 сельских муниципальных поселений, в 27 населенных пунктах проживает 15 777 тыс. человек. Этнически ...

Взаимосвязь сюжетов подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой
Исследуя проблемы взаимосвязи подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой, нельзя не обратить внимания на их тесную связь с тотемическим культом. Прежде всего, бросается в глаза связь между почитанием зверя или птицы и отноше ...