Вышивка семейских Забайкалья

Страница 1

Вышивка была одним из основных элементов костюма семейских.

Большой интерес для учащихся представляет традиционное искусство семейских: росписи, резьба, вышивка. Корни которого уходят в традицию северных, центральных областей России. Украшая костюм, семейские решали многие задачи: эстетические, оберегательные. Они стремились оградить себя от злых сил, болезней. И этим объясняется распространение в искусстве семейских оградительной символики.

В росписях и резьбе, вышивке преобладали геометрические орнаменты (круги, треугольники, сегменты, зигзаги). Они символизировали солнце, вспаханное и засеянное поле, с которыми ассоциировались живительные силы природы. как в росписях, резьбе, так и в вышивке семейских имели место птицы, кони, кресты. они присутствовали и в одежде, издревле считались у славян, предков семейских – оберегом.

Создание узорной орнаментики – область творчества семейских женщин. Особой популярностью пользовалась строчечная вышивка из-за простоты ее исполнения, а так же и за большую декоративность, яркость, которую она придает костюму в целом. Мастерицы Мензы, Красного Чикоя, Бигуры используют и в современных изделиях многоцветную строчечную вышивку.

Обязательным древним украшением женской рубахи является прошивочка, расшивочка шириной 1,5 – 2 см. Расшивочку пряли обычно из цветной шерсти, гаруса. Теперь мастерицы используют щелк, ирис, мулине. В узорах встречаются излюбленные семейские круги – розетки, растетльные и геометрические узоры, которые часто встречаются на рубахах, в росписях, резьбе.

Исследователь орнамента народов Сибири С.В.Иванов[36] развивает эту теорию, считая, что разнообразные решетчатые фигуры, квадрат и ромбы и составленную из них косую сетку можно рассматривать как древний орнаментальный фонд, на основе которого развился позднейший народный орнамент, известный по этнографическим материалам.

Геометрические мотивы – ромбы, квадраты, по мнению большинства исследователей, являются видоизмененными в тканье и вышивке кругами – символами небесных светил. Существует мнение о смысловом значении ромба с крюками, принадлежащее А.К.Амброзу,[37] который считает его символом плодородия или женского начала в природе, выступающего в значении «от палеолита до наших дней». Прямоугольные или ромбовидные клетки, круги во всю ширину пояса и кресты-вилы, дуги между ними наиболее распространены в поясном творчестве у семейских. Кресты очень часто дополняются крючками. Это часто вписанные ромбики или прямоугольники с односторонними или двухсторонними рядами крючков и простым или усложненным крестом в центре. Сочетания этих несложных элементов разнообразны.

Большинство производимых узоров от клетки и ромба с крючками не имеют названий или забыты, хотя каждая мастерица знает, что «держит в уме» их до десяти-пятнадцати. Так, в Красном Чикое звездочкой называют клетку с вписанной в нее сеточкой с крючками по краям. Своеобразны пояса с узором в чашечку. Чашечка – это роза в форме креста, разделенная на пять равных квадратов или на два удлиненных прямоугольника. Заполняются они двоенными крестами, прямоугольниками, параллельными полосами, змейкой, решеточками. Ткут пояса и упрощенным, однообразным узором: в проску или в рябушку, в столбочки или салфетку. Узор в рябушку или в проску ткется без узорного перебора. Пояс в столбочки имеет столько рядов столбиков, сколько в поясе цветных полос. Рисунок в салфетку напоминает густую решеточку с яркими глазками – точками. В настоящее время еще ткут пояса в семейских селах, но мастериц мало.

Строчка не вытеснила прежние украшения (вышивки, аппликации), а обогатила их и дополнила. Запястья рукавов рубахи (10-15 см) являются основным полем, украшенным машинной строчкой в костюме семейской женщины. Мотивы узоров очень разнообразны: кресты, розетки, завитки, ромбы, квадраты. Встречаются растительные мотивы (розочки, цветы) и зооморфные (птички, уточки) характерны доя тарбагатайских мастериц.

Эти же мотивы можно встретить в росписях предметов быта и резьбе (прялках, туесках).

В строчке, как и в росписях, одним из ведущих и любимых мотивов является мотив завитка или, как его называют семейские, косари, косачи, очень напоминает бурятский мотив – бараний рог или руно. Расположение отдельных мотивов строчечного орнамента на рукаве и его мотивы перекликаются с бурятской орнаментикой. Большое сходство наблюдается в цветовой гамме строчки, исполненной по темному фону (черному, синему, цвета бордо) белыми, красными, желтыми, синими и черными нитками. Образцами для тамбурной вышивки были узоры, вышивки многоцветным тамбуром на платках и шалях русского фабричного производства. Способ наложения многоцветных линий, выполненных тамбуром, однотипен для бурят и семейских. Тамбурная вышивка в виде волнистой линии с цветами-розетками была выполнена в самом начале ХХ в. А.М.Ивановой (из села Новая Брянь).

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Историография проблемы
Для подробного описания английского общества середины XIX века мною был использован роман Чарльза Диккенса "Большие надежды", который можно отнести к документальному источнику. Во-первых, потому, что Чарльз Диккенс является сов ...

Духовное управление мусульман Крыма
Первое ДУМ в Крыму было образовано при царе Александре I в 1788 г. (Таврическое ДУМ, с центром в Симферополе). В 1920-х гг. ДУМ был ликвидирован (в 1924 было создано Крымское центральное мусульманское народное управление религиозными дела ...

Приезд вершников
Не доезжая до невестиной деревни, поезд жениха останавливался. Вершники мчались вперед, чтобы узнать, ждут ли поезжан в доме невесты и все ли готово к их приему. На роль дружки-вершника обычно назначался кто-либо из женатых родственников, ...