История народностей и национальных культурных традиций

Материалы » Нации и народности в РФ » История народностей и национальных культурных традиций

Страница 2

Здесь стоит вспомнить и те периоды истории, когда русские не составляли подавляющего большинства населения. И рос­сийская история дает достаточно много ярких примеров.

Стихийные миграционные передвижения русского населе­ния уже с XV в., а особенно со второй половины XVI в. (когда политические обстоятельства переставали им препятствовать), приводили к изменению национального состава страны. В XVI-XVII вв. Русское государство вобрало в себя огромные простран­ства и многие народы. Только в состав сибирской России вош­ли крупные этносы, составляющие национальную мозаику Се­верной Азии: обские угры и северные самодийцы (31,6 тыс.), северные тунгусы (36,2 тыс.), юкагиры и северо-восточные па­леоазиаты с эскимосами (34,7 тыс.). В границах Русского госу­дарства находились также северные тюркоязычные (49,7 тыс.) и монголоязычные (37, 2 тыс.) группы населения, часть манчжуров и южных тунгусов. Некоторые группы населения Сибири в это время откочевали или были насильственно уведены южными соседями в сопредельные районы. Но были и такие группы, которые сознательно приходили на государственные земли и входили в состав государства.

По своим масштабам переселение в Сибирь в XVII в. было настолько массовым, что представляло собой особую страницу не только российской, но и мировой истории. В результате при­соединения к России, ряд сибирских народов попали в условия более развитых феодальных отношений. Переселенец, прежде всего северорусский крестьянин - промышленник и пахарь, пе­ревалив через Урал, конечно, не думал о задачах государства. Само же государство не могло не опираться на переселенца. Для переселенца разгром Сибирского ханства (XVI в.) представ­лялся всего лишь одним из эпизодов вековой борьбы с "тата­рами". А возможность перебраться в Сибирь - делом сложным и многотрудным в освоении новых угодий. В результате миг­рационных перемещений русского населения на вновь осваива­емых им землях прослеживалось его сплошное или локальное расселение.[2]

Образование районов со сложным этническим составом было явлением постоянным и исторически обусловленным на Восточноевропейской равнине, на Урале и в сибирских просто­рах. Определенное влияние на этнические процессы в Запад­ной Сибири оказали города, центры 20 сибирских уездов, много­численные крепости (остроги) и ясачные зимовья, основанные русскими служилыми людьми в процессе присоединения си­бирской территории к России. Русские промышленные люди, жившие менее компактно, сыграли тем не менее огромную роль в освоении обширных пространств Сибири.

Русское население Сибири по своей численности стало пре­обладать над коренным только в конце XVII в. По официальным данным 1710 г., в Сибири насчитывалось в округленных цифрах 314 тыс. русских переселенцев обоего пола, которые на 100 тыс. превосходили местное население. Из переселенцев 248 тыс. проживало в Западной и 66 тыс. - в Восточной Сибири.

Появление русских на огромных просторах Сибири существенно изменило этнографическую карту и этнические процессы в сре­де самого коренного населения. Изменение системы расселе­ния, консолидация бурятских, якутских племен стали возможны только благодаря тому, что прекратились межродовые и меж­племенные столкновения, что были определены границы наро­дов и государств в целом. Стоит отметить очень существенный момент, который не все­гда учитывается историками. Для коренного жителя Сибири лю­бой пришелец, говорящий на русском, или пришедший с рус­скими, рассматривался как русский. Однако миграция за Урал охватила не только русское население. В Сибирь продвинулись народы Поволжья (татары, башкиры, чуваши) и Севера (коми). Сюда же царское правительство высылало группы военноплен­ных (поляков, шведов, литовцев, украинцев и др). Все это спо­собствовало формированию исключительно яркой националь­ной и культурной мозаики населения Сибири. Присоединение Сибири к Русскому государству не только имело огромное значение для дальнейшего социального и эко­номического развития народов этого региона, но и определило место России в мире. Государство, распространившее свою юрисдикцию на огромную территорию от границ на западе до Тихого океана, уже к середине XVII в. превратилось в "евро­азиатское". Двуглавый орел стал символом государственной по­литики, на многие века определив ориентацию государства не только на Запад, но и на Восток.

В историю освоения Сибири XIX век и предреволюционный период XX века вошли особой страничкой. Связано это было с целенаправленной переселенческой политикой Российского го­сударства, не имеющего исторических прецедентов в мировой истории как по масштабам переселения, так и по сложности решаемых управленческих задач.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Становление этнологии как науки
Предыстория этнологии. История любой области научного знания с большей или меньшей очевидностью свидетельствует, что ее возникновение всегда было обусловлено практическими потребностями людей. Становление этнологии как самостоятельной на ...

Факторы влияния на создание костюма семейских Забайкалья
Формирование комплекса одежды семейских проходило под влиянием различных факторов: § Исторический фактор. Сравнивая одежды древних славян, можно сделать вывод, что элементы, символы, знаковые особенности способствовали определенному влия ...

История возникновения деревни Ваймуши
Пинежский район – уникальное место Русского Севера, история которого уходит в далёкое прошлое: археологами обнаружены стоянки древних, живших в IX – VII веках до н.э. Во многих деревнях (Едома, Крылово, Першково, Березняк и др.) найдены к ...