История народностей и национальных культурных традиций

Материалы » Нации и народности в РФ » История народностей и национальных культурных традиций

Страница 2

Здесь стоит вспомнить и те периоды истории, когда русские не составляли подавляющего большинства населения. И рос­сийская история дает достаточно много ярких примеров.

Стихийные миграционные передвижения русского населе­ния уже с XV в., а особенно со второй половины XVI в. (когда политические обстоятельства переставали им препятствовать), приводили к изменению национального состава страны. В XVI-XVII вв. Русское государство вобрало в себя огромные простран­ства и многие народы. Только в состав сибирской России вош­ли крупные этносы, составляющие национальную мозаику Се­верной Азии: обские угры и северные самодийцы (31,6 тыс.), северные тунгусы (36,2 тыс.), юкагиры и северо-восточные па­леоазиаты с эскимосами (34,7 тыс.). В границах Русского госу­дарства находились также северные тюркоязычные (49,7 тыс.) и монголоязычные (37, 2 тыс.) группы населения, часть манчжуров и южных тунгусов. Некоторые группы населения Сибири в это время откочевали или были насильственно уведены южными соседями в сопредельные районы. Но были и такие группы, которые сознательно приходили на государственные земли и входили в состав государства.

По своим масштабам переселение в Сибирь в XVII в. было настолько массовым, что представляло собой особую страницу не только российской, но и мировой истории. В результате при­соединения к России, ряд сибирских народов попали в условия более развитых феодальных отношений. Переселенец, прежде всего северорусский крестьянин - промышленник и пахарь, пе­ревалив через Урал, конечно, не думал о задачах государства. Само же государство не могло не опираться на переселенца. Для переселенца разгром Сибирского ханства (XVI в.) представ­лялся всего лишь одним из эпизодов вековой борьбы с "тата­рами". А возможность перебраться в Сибирь - делом сложным и многотрудным в освоении новых угодий. В результате миг­рационных перемещений русского населения на вновь осваива­емых им землях прослеживалось его сплошное или локальное расселение.[2]

Образование районов со сложным этническим составом было явлением постоянным и исторически обусловленным на Восточноевропейской равнине, на Урале и в сибирских просто­рах. Определенное влияние на этнические процессы в Запад­ной Сибири оказали города, центры 20 сибирских уездов, много­численные крепости (остроги) и ясачные зимовья, основанные русскими служилыми людьми в процессе присоединения си­бирской территории к России. Русские промышленные люди, жившие менее компактно, сыграли тем не менее огромную роль в освоении обширных пространств Сибири.

Русское население Сибири по своей численности стало пре­обладать над коренным только в конце XVII в. По официальным данным 1710 г., в Сибири насчитывалось в округленных цифрах 314 тыс. русских переселенцев обоего пола, которые на 100 тыс. превосходили местное население. Из переселенцев 248 тыс. проживало в Западной и 66 тыс. - в Восточной Сибири.

Появление русских на огромных просторах Сибири существенно изменило этнографическую карту и этнические процессы в сре­де самого коренного населения. Изменение системы расселе­ния, консолидация бурятских, якутских племен стали возможны только благодаря тому, что прекратились межродовые и меж­племенные столкновения, что были определены границы наро­дов и государств в целом. Стоит отметить очень существенный момент, который не все­гда учитывается историками. Для коренного жителя Сибири лю­бой пришелец, говорящий на русском, или пришедший с рус­скими, рассматривался как русский. Однако миграция за Урал охватила не только русское население. В Сибирь продвинулись народы Поволжья (татары, башкиры, чуваши) и Севера (коми). Сюда же царское правительство высылало группы военноплен­ных (поляков, шведов, литовцев, украинцев и др). Все это спо­собствовало формированию исключительно яркой националь­ной и культурной мозаики населения Сибири. Присоединение Сибири к Русскому государству не только имело огромное значение для дальнейшего социального и эко­номического развития народов этого региона, но и определило место России в мире. Государство, распространившее свою юрисдикцию на огромную территорию от границ на западе до Тихого океана, уже к середине XVII в. превратилось в "евро­азиатское". Двуглавый орел стал символом государственной по­литики, на многие века определив ориентацию государства не только на Запад, но и на Восток.

В историю освоения Сибири XIX век и предреволюционный период XX века вошли особой страничкой. Связано это было с целенаправленной переселенческой политикой Российского го­сударства, не имеющего исторических прецедентов в мировой истории как по масштабам переселения, так и по сложности решаемых управленческих задач.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Нижний Тагил
История Нижнего Тагила начинается с открытия в Высокогорске железной руды в 1696. Руда особенно богата магнитным железом. В окружающем ландшафте предусмотрено все необходимое для успешной и продуктивной вырубки и сплава по реке леса. В ...

Особенности формирования фольклора нижнетерского казачества в xviii-xix вв.
Самобытным, живым памятником истории и культуры Нижнетерского казачества является народный фольклор, песни, сказания. Наиболее ярко отражается процесс исторического самосознания роли казачества именно в их песнях. Любили песню в казачьих ...

Из истории костюма кубанских казаков
Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства, обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей. Костюм представляет собой целостный худо ...