Кичкообразные женские головные уборы. их знаково-функциональное и символическое содержание

Материалы » Многообразие традиционных женских головных уборов Белгородско-Оскольского региона, их знаковая функция » Кичкообразные женские головные уборы. их знаково-функциональное и символическое содержание

Страница 2

Мотив подражания животным в одежде, головных уборах по своему происхождению очень древний, так как известен многим народам на ранних ступенях их развития. Б.А. Рыбаков пишет: «Очевидно, такая повсеместность свидетельствует о том, что культ небесных оленей или лосих как культ Прародительниц животного мира является отголоском общей для всех народов стадии мезолитическо-неолитического охотничьего и оленеводческого быта».

В представлениях славян, небесная Лосиха не только Прародительница всего сущего, не только Хозяйка Вселенной, но также берегиня, охраняющая человека от всяких бед и напастей. А рога для ребенка и его матери, особенно для роженицы, служили оберегом от злого духа и от дурного глаза.

В XIX веке таким оберегом, по словам Д.К. Зеленина, чаще всего служил печной ухват, форма которого и название «рогач» напоминают о паре рогов. Существование такого обычая в Оскольском крае подтверждают и наши исследования. Так, например, в селе Березово (ныне Горшеченский район) недавно родившая женщина, чтобы уберечь себя и ребёнка от опасностей и злых людей, выходя из дому, брала с собой рогач. В селе считали, что рогач напоминает бычьи рога, т.е. мужское начало, и способен защитить женщину и ребёнка от беды.

Этот обычай соблюдался березовцами ещё и в 1930-1940-е годы. Обычное число рогов на головном уборе - два. Истоки этой моды Д.К. Зеленин находит в том, что в древности и в средневековье двурогие мужские головные уборы, особенно шлемы, носили в Европе воины, священники и государи. Нередко женщины носили в те времена одежду своих мужей. Постепенно ношение двурогого головного убора, очевидно, стало женским.

Рога на кичке обычно были лубяными и достигали раньше 20 см и даже более. Письменные источники свидетельствуют, что в южновеликорусских губерниях в XIX столетии духовенство боролось с высокими рогами женщин, не допуская их к причастию и не позволяя им посещать церковь. Такую же борьбу вели некоторые помещики, старавшиеся одевать своих крепостных по последней моде [4, с.117].

В Старооскольском уезде среди бывшего однодворческого населения широко бытовал специфический двухгребенчатый или седлообразный кокошник, который женщины носили с сарафаном. Кокошник был богато украшен и покрыт широким золотым галуном. Его отличали высокое округлое очелье и верх, напоминающий седло - два идущих поперек головы гребня, из которых передний закруглен, а задний более высокий. Кокошник обычно надевали с налобником - узкой полоской орнаментированной ткани, завязывавшейся вокруг головы; позатыльником - прямоугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы и укладывавшимся по очелью. Концы платка спускались на спину или, перекрещиваясь на затылке, затыкались с боков.

Кокошники носили не только в сёлах, но и в городах. Так, А.П. Никулов пишет, что в Старом Осколе они бытовали вплоть до середины XIX века [11, с. 480]. При надевании кокошник слегка сдвигали на лоб, затылок прикрывался позатыльником, сделанным из холста с надставкой из бумажного бархата малинового цвета и украшенным блестками, бисером, бусинами, шитьем золотой и серебряной нитью. Подзатыльник укрепляли тесёмками и завязывали их на темени. Поверх кокошника иногда повязывали красную ленту или шёлковый платок, который складывали с угла на угол, обертывали вокруг кокошника и завязывали спереди.

Наиболее распространены среди богатых крестьян были жемчужные кокошники. В Старом Осколе кокошники с жемчужными украшениями имелись только в очень состоятельных купеческих семьях. Жемчужные кокошники стоили очень дорого и не случайно были доступны только богатым людям. Некоторые купеческие кокошники в середине - второй половине XIX века стоили по нескольку тысяч рублей. Их очень ценили, берегли, надевали по самым большим праздникам; они входили в состав приданого и передавались по наследству. В народном представлении жемчуг вместе с серебром и золотом был своего рода мерилом красоты и богатства.

Таким образом, кичкообразные женские головные уборы имели ярко выраженный обереговый смысл, что характерно для одежды древних славянских племен. Кокошники же стали настоящим произведением искусства, символом русской традиционной культуры.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Общественная жизнь
В Крыму евреи занимались различными ремеслами. Они были часовщиками, сапожниками, скорняками, портными. Особое место занимали ювелиры-художники, работы которых являлись образцом искусства. К сожалению, не сохранились изготовляемые в Крыму ...

История формирования еврейского населения в Крыму
Хотя евреи - понятие не географическое, а этнографическое, само название "еврей" происходит от древнееврейского слова "иври", что в переводе означает "пришедший с другой стороны из-за реки". В Библии говоритс ...

История посада Парфентьева в период с 1778 г. по 19 в.
Реформой Екатерины ΙΙ в 1778 г. Парфеньев был разжалован в посад и присоединен к Галичской провинции. Изменились и значение Парфеньева, и его управление, и даже жизнь жителей. Теперь он входил в состав Кологривского уезда, и в е ...