Женские головные уборы, их разнообразие и знаковые функции

Страница 2

Очелье перевязки украшалось искусственными цветами из яркой прокрахмаленной ткани, дутыми бусами, цветным бисером, перышками селезня, прикреплявшимися к перевязке на висках. Сзади привязывались разноцветные ленты, нередко спускавшиеся ниже талии.

В XVIII-XIX веках в Приосколье перевязка была праздничным головным убором девушек брачного возраста. Её надевали лишь в особых случаях: на святках, на весенне-летние гуляния - в хороводы и «танки».

Перевязка, как и в старину, продолжала быть необходимой частью свадебного наряда невесты. Она сидела в ней на девичнике - обряде расплетания косы, символизирующем прощание с девичеством; в перевязке стояла невеста под венцом.

Венок. В самом конце XIX - начале XX века девичьи нарядные перевязки и обручи во многих селениях Оскольского края постепенно вытесняются венком из искусственных цветов, который становится господствующим свадебным головным убором невесты. Думается, здесь сказалось влияние украинской традиции: венок из искусственных цветов в качестве свадебного убора невесты был характерен для украинских сел данной местности (Обуховка, Казачок, Ново-Александровка, Владимирова, Ивановка и некоторых других).

Исследователи традиционной русской одежды рассматривают ношение этого девичьего головного убора как общеславянскую традицию, вошедшую в культуру украинцев и некоторых групп русских, частично белорусов.

Венок изготавливался из восковых цветов или чаще из цветов, вырезанных из плотной, окрашенной в яркие цвета, хорошо прокрахмаленной ткани. Цветы прикреплялись к металлическому или берестяному узкому ободку на тонких проволочках. К цветам добавлялись перья селезня, павлина, дутые бусы, стеклярус, сусальное золото. Сзади к нему прикреплялись длинные разноцветные ленты.

Венок надевали на голову, завязывая тесемками под косой, при этом ленты были под косой и над косой, спускаясь иногда до талии.

Нередко девушки надевали венок поверх красного шёлкового или ситцевого платка, сложенного в полосу. Платок завязывался на затылке, и его концы спускались по спине. По свидетельству старожилов, во 2-ой половине XIX - начале XX века во многих селениях (Сорокино, Незнамово, Нижне-Атаманское, Каплино, Соковое, Бочарово, Терехово, Потудань, Городище, Солдатское, Выползово и др.) подобные венки надевали девушки на все большие весенне-летние праздники и в них водили хороводы и «танки».

Бытующий в Белгородско-Воронежском регионе женский головной убор «сороку» в старину носили преимущественно только однодворки (женщины из материально обеспеченных семей) по большим праздникам и чаще всего до рождения первого ребенка. Древние сороки были более сложны в плане детализации (5-9 и более элементов). Сегодня в регионе бытует несколько вариантов сорок: с высокой и низкой «челушкой», с «косицами» (черные перышки селезня) у висков, с «флотами» (лентами), «арепеем» (розетки из лент и пуговиц). Многообразна вышивка сорок золотой и серебряной нитью, украшенная цветным бисером, стеклярусом, позументом, лентами, галуном.

Летом девушке не возбранялось ходить с непокрытой головой или в домотканой холстинке. Свадебным головным убором в селе считался «почепушник», или чепчик, украшенный по окружности кружевами и выбивкой. Поверх него надевали кашемировый или «рыпцевый» платок (с блестящей шелковой нитью). Замужние женщины всегда ходили только с покрытой головой. «Под низом беленый - выбитая косынка, сверху платок или цветастый полушалок, а в праздники - «рьпцевая» шаль, - вспоминают селяне. Голова женщины должна быть покрыта, показываться на людях простоволосой считалось позором.

Головной убор дополнялся серьгами и косицами. Серьги в виде круга из картона, обшитого тканью, разноцветны гарусом, бисером, блестками и бусинами, прикрепляли к подзатыльнику над ушами, выше их втыкали косицы [6, с.98].

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Коренные жители Причулымья
Чулымские тюрки являются одним из самых небольших по численности коренных народов Западной Сибири. Предки их издавна обитали по обоим берегам Чулыма, от его низовий до Ачинского острога (ныне город Ачинск). Близкие им в языковом и этничес ...

Основание Ачинского острога
причулымье острог переселенец военный В обстоятельствах поставления Ачинского острога 1641 г. настолько много неясного и противоречивого, что историк подчас должен уподобиться следователю, который пытается найти верные и точные свидетель ...

Женские головные уборы, их разнообразие и знаковые функции
Одежда – один из устойчивых компонентов народной культуры. Всю одежду крестьяне делали дома – из льняных, конопляных волокон с помощью ткацкого стана. На формирование стиля народной одежды Белгородско-Оскольского региона в значительной ст ...