Белорусы – это ославяненные балты

этнический белорусский балт княжество

Новый период в этнической истории Беларуси определился примерно с середины I тыс. н.э. и начался он с расселения и закрепления на белорусских землях восточнославянских племен дреговичей, радимичей и части кривичей. На развитие этнических процессов тогда оказали влияние два важных фактора. Во-первых, славяно-балтский синтез, придавший этническим процессам субстратный характер, и, во-вторых, взаимодействие самих славян, усиление связей между ними как на региональном уровне, так и на просторах всей Восточной Европы, занятых ими. Влияние славяно-балтского синтеза на этнические процессы, развивавшиеся на белорусских землях в раннем средневековье, признают практически все исследователи. Появилась даже особая теория происхождения белорусов – теория так называемого «балтского субстрата», сторонники которой утверждают, что белорусы как этнос сложились именно под воздействием балтов. Причем сложную проблему этногенеза белорусов они объясняют простой формулой: «белорусы – это ославяненные балты», или «белорусский этнос сформировался в результате смешения восточнославянских племен с балтами». Однако такой подход к этногенезу белорусов разделяют не все ученые. Более обоснованно, на взгляд современных белорусских историков, мнение тех из них, кто считает, что под влиянием балтов складывался не белорусский этнос, а восточнославянские образования дреговичей, радимичей и кривичей, расселившихся на белорусских землях в течение VI–X веков. Поэтому их следует рассмаривать не просто как племена или союзы племен, а как новые этническиеобщности, своеобразные протонародности. «Они – не племена и не союзы племен, – пишет М. Пилипенко, – а сформировавшиеся протонародности начального этапа раннеклассового общества». Белорусский историк Г. Штыхов назвал их даже протобелорусскими этническими образованиями. С другой стороны, при изучении этнической ситуации, сложившейся на белорусских землях в средневековье, мы должны учитывать связи и между самими восточнославянскими этническими образованиями, на основе которых складывалась новая общность – общевосточнославянская древнерусская народность. Не вдаваясь в подробный анализ вопросов, касающихся этой народности (ее признают не все ученые), надо отметить, что именно с данным периодом и исторически, и генетически связан белорусский этнос.

Популярные материалы:

Конструктивизм
В 70-80-е годы этнические проблемы приобретают все большее значение в социально-политической жизни общества. В результате появился конструктивистский подход к этносу и этничности, который получил наибольшее распространение в этнологии США ...

Народный и современный костюмы
В такой экономически развитой стране, как Великобритания, уже давно забыта старая народная одежда. Некоторое подобие ее сохраняется сейчас лишь в стилизованных народных костюмах участников танцевальных и хоровых коллективов, членов национ ...

Семиотический аспект в росписях, резьбе, костюме семейских Забайкалья
В функциях росписей семейских Забайкалья отражаются эстетические, моральные и национальные взгляды людей. Поэтому необходимо выделить те функции, которые должны быть основными для данного типа культуры. § Практическая функция Народные р ...