Женские головные уборы, их разнообразие и знаковые функции

Страница 1

Одежда – один из устойчивых компонентов народной культуры. Всю одежду крестьяне делали дома – из льняных, конопляных волокон с помощью ткацкого стана. На формирование стиля народной одежды Белгородско-Оскольского региона в значительной степени оказали влияние переселенцы из Литвы, Украины, Польши, что прослеживается в орнаментике, мотиве вышивки «крестом» нитями красного, черного и желтого цвета, в деталях одежды.

Важную роль в законченности одежды принадлежала головному убору. Русские женские головные уборы (середина - вторая половина XIX века) был: самыми разнообразными. Так, Г.С. Маслова называет пять типов: 1) полотенчатые; 2) кичкообразные; 3) кокошники; 4) повойники, сборники, чепцы; 5) шапки [4, с.112].

О женских головных уборах Белгородско-Воронежского региона разговор особый. Форма старинного головного убора и прическа были взаимосвязаны. Как известно, головные уборы девушек отличались от головных уборов замужних женщин. Согласно этическим представлениям восточных славян и некоторых их соседей, корни которых уходят в глубокую древность, только девушки могли показывать свои волосы и не закрывать их полностью. Замужние женщины должны были всегда и везде тщательно прятать волосы под головной убор.

В Староосколье, как и везде в Курской губернии, в XIX - начале XX века возрастные различия в головных женских уборах были с детства. Девочки до 12 лет носили парчовую повязку; головными уборами взрослых девушек были перевязка, лубяной обруч, венок и платок.

Древнейшей девичьей прической были распущенные волосы. В XIX - начале XX века в Оскольском крае эта прическа сохранилась в качестве обрядовой: расплетание косы у невесты в свадебном обряде; венчание и похороны девушек с распущенными волосами - обычай, сохранившийся кое-где ещё в 1970-е годы (с. Незнамово); распускание волос участницами некоторых аграрных обрядов (например, обряд вызывания дождя).

Обычной же девичьей прической в исследуемый период было заплетание волос в одну косу.

Как и в древности, косу украшали косником, представлявшим собой ленту, подвеску из ткани, бисерную кисть, сшитые в виде треугольника, сердечка или другой формы.

Маленькие девочки носили на лбу матерчатые тесемки. Повзрослев, вместе с сарафаном они получали «красу» - девичий венец, по местному «перевязку», «обвязку». Это был невысокий (5 см) обруч, обшитый позументом, иногда нарядно расшитый, с прицепленными сзади «флотами» (лентами). В особо праздничные дни поверх перевязки девушки надевали красный платок. В платках (фабричной или домашней работы). Однако завязывали платок особым образом - либо под подбородком, либо сзади под косой, сложив в полосу. Пряди волос в косе девушки края укладывали тоже строго определенным образом: одну поверх другой. Обратное плетение обычаем запрещалось. Девичья коса считалась не меньшим символом чести, чем борода у мужчин, и отношение к ней было соответствующее:

Наша девка не рублевая.

Наша девка сторублевая!

Наша коса не алтинная.

Наша коса стополтинная!

В косу вплеталась алая ленточка или «косник» (висюлька из бисера, «шленка» - символ девичества, который особенно ценился. И лишь накануне свадьбы (на девишнике) невеста дарила косник своей самой верной и любимой подруге [3, с.52].

Преобладающим девичьим головным убором был налобень или венок (лубяной обруч), украшенный бисером, блёстками, нередко крашеными птичьими перьями, характерный вообще для всех южнорусских губерний.

Парчовая перевязка (лента) и платок, повязанный по-девичьи, рассматриваются как поздние варианты древнего полотенчатого убора. Эту точку зрения разделяет М.Н. Шмелёва, которая пишет: «Для массового употребления служила повязка из парчовой ленты или сложенного платка, являвшаяся как бы поздней заменой древнего головного полотенца» [1, с.132].

Перевязка - старинный праздничный девичий головной убор, известный ещё в XVI-XVII веках. Он представлял собой обруч из бересты, картона или простеганной в несколько рядов ткани, обтянутой парчой, ситцем, кумачом, пестрядью, с привязанными сзади лентами. Высота перевязки - от 5 до 25 см. Высокие перевязки имели вид усеченного конуса, суживающегося кверху. Способы украшения перевязок были различны в зависимости от места их бытования.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Прялки семейских Забайкалья
Изготовление прялок у семейских Забайкалья не было промыслом, скорее мелким ремеслом, обслуживающим небольшую округу. Основная коллекция прялок хранится в фондах Читинского краеведческого музея им. Кузнецова и Гладких, в коллекции входят ...

Языковая (лингвистическая) классификация
Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках про ...

Этнические и национальные культуры
Эрих Фромм отмечал: английский джентльмен, не снимающий смокинга в самой экзотической обстановке, или мелкий буржуа, оторванный от своей среды, чувствует себя заодно с нацией или какими-то ее символами. Американский фермер, оторванный от ...