Женские головные уборы

Головные уборы калмычек, расшитые узорами, рисунками и орнаментами, имели различную форму. И каждый головной убор был по-своему красив и хорошо сидел на голове.

Головные уборы для девушек имели одни формы, для молодых и пожилых женщин — другие. При этом они подразделялись на головные уборы для повседневной носки и праздничные.

Женщины, в своем подавляющем большинстве, повседневно носили продолговатую невысокую (наподобие пилотки) шапку, которая называлась Камчаткой.

Ее шили из черного или темно-красного бархата, вышивали на ней серебряными нитками узоры и рисунки, напоминающие цветы и листья различных растений. Сверху пришивали пышный гребешок, сделанный из пучка красных шелковых ниток. Такую шапку украшали еще мелким разноцветным бисером, прикрепляя его нитками. Получался очень эффектный узор.

Женщины носили также шапки круглой формы, сшитые из того же материала, из которого шились Камчатки, и с теми же вышивками. Эти шапки назывались жатаг. Такие же круглые шапки, но только из красного материала и с желтым верхом, без вышивок, носили служители храмов — духовенство.

Были еще женские шапки тоорцог — круглые, с ровным верхом. Они тоже украшались вышивками, бисером. Только шапки, носимые каждый день, были без украшений.

Носили шапки тоорцог и мужчины. Только для них они шились из смушки, края оторачивались мехом норки. Вверху укреплялась красная кисточка.

Более изящными и интересными были женские головные уборы халмыг. Их носили по праздникам, надевали на свадьбы. От других головных уборов они отличались более красивой отделкой, разнообразием узоров и орнаментов: на левой стороне вышивался орнамент «Копыта жеребенка», на правой — узоры из цветов и листьев, края обрамлялись сверкающими блестками, сверху свисал большой густой гребешок из красных шелковых ниток.

Другим распространенным видом женского головного убора была круглая шапка с оторочкой тамша. Околышек был черный, оторочка широкая из темной материи, верхушка желтая с пунцовой кистью.

Пожилые женщины носили шапки, которые назывались бюслячи и хад-жилга. Они изготавливались из смушки. У хаджилги края были круглые, верх — четырехугольный, передняя часть — высокая. Верх шапки обтягивали черным сукном. Шапку бюслячи шили так же, но края по окружности делались выпуклыми, толстыми. Между верхом и низом шапки нашивалась парчовая тесьма, концы которой свисали сзади.

Жены калмыцких богатеев — нойонов и зайсангов — носили роскошно убранные шапки бюслячи с краями, обрамленными соболиным или норковым мехом, с верхом, обтянутым китайской парчой, с гребешком из ярко-красных шелковых ниток. Между боковыми швами, на зеленом или темно-красном сукне вышивались золотыми и серебряными нитками различные переплетающиеся узоры.

Соболиный мех в то время был большой редкостью и стоил очень дорого. Богачи не жалели денег и покупали дорогостоящие шкуры у купцов.

Популярные материалы:

Долганы
Как и других малочисленных народов Арктики, вопрос происхождения долган издавна привлекал исследователей. "В связи с тем, что долганы говорят на языке, очень близком, и называют себя народом саха, их считали якутами" (1, с.25). ...

Этнические контакты и типы этнических процессов
В процессе территориального расширения ареала развития, этнос включает в свой состав новые этносы, находящиеся в персистентном состоянии или различных фазах (преимущественно поздних) исторического развития. Совместное сосуществование разн ...

Народные художественные традиции празднования Масленицы
Период празднования (семь недель перед Пасхой). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника. Ведущие поло-возрастные группы. Блины и другие блюда ритуальной народной кухни. Масленичное чучело - как символ праздника. Обряд сжи ...