Описание основных движений мордовского женского и мужского танца
– «чавомс-тапамс» (э., м.) – «бить-топтать» – удары всей стопой по полу;
– «киштемс-тапамс» (э.) – «плясать-путать» – выплясывать своеобразный рисунок.
Рассмотрим основные движения мордовского женского танца.
Исходное положение во всех движениях – шестая позиция.
Движение 1. Подскок с двумя притопами. Исполняется на 1 такт.
На счет «раз» подскочить на левой ноге, правую слегка приподнять; «и» – поставить правую ногу рядом с левой; «два» – притопнуть левой ногой рядом с правой; «и» – пауза. Это движение исполняется вместе с движением рук. Руки находятся в первой позиции, кисть левой руки почти касается локтя правой, кисть правой касается локтя левой. Движение руками производится так, как будто правая рука наматывает на левую пряжу.
Движение 2. Припадания с двумя ударами.
На счет «раз» припасть на левую ногу, правую слегка приподнять; «и» – ударить правой ногой рядом с левой; «два» – еще раз ударить ногой рядом с левой, левую немного приподнять; «и» – пауза. Движения производятся одновременно с движением рук. Руки подняты в третью позицию, кисти слегка сжаты в кулачки и вывернуты от себя. Руки поочередно слегка сгибаются в локтях и выпрямляются. На счет «раз» левую руку согнуть, правую выпрямить; «два» – правую согнуть, левую выпрямить.
Движение 3. Тройные удары. Музыкальный размер ¾. Исполняется на 1 такт. На счет «раз» – удар левой ногой; «и» – удар правой ногой; «два» – удар левой ногой; «и» – пауза. Руки подняты в третью позицию, кисти рук повернуты тыльной стороной внутрь. На 1-й такт руки переводятся чуть вправо, на 2-й чуть влево.
Движение 4. Мордовский бег. Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 4 такта.
1–2-й такты. Наклонив корпус, исполнить бег правой, левой, правой, левой ногой.
3-й такт. На счет «раз» – притоп правой ногой; «и» – притоп левой ногой; «два» – притоп правой ногой; «и» – пауза.
4-й такт. На счет «раз» – притоп левой ногой; «и» – притоп правой ногой; «два» – притоп левой ногой; «и» – пауза.
Движение5. Трилистник. Музыкальный размер 2/4. постепенно продвигаясь вперед, исполняется трилистник. Руки в это время исполняют поочередно круговые вращения, начиная от груди вперд ладонями к зрителю.
Движение 6. Ход назад. Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 1 такт.
На счет «раз и» шагнуть назад правой ногой, левую поставить на носок, впереди правой, пятку слегка повернуть вправо; «два и «– то же, что и на «раз и», но с другой ноги. Руки в это время как бы отталкиваются от воображаемою партнера.
Движение 7. «Гармошка» по шестой позиции. Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 1 такт.
На счет «раз и» – носки повернуть направо; «два» – пятки повернуть направо. Движение встречается также в татарском танце.
Движение 8. «Веретено» (вариант 1). Музыкальный размер 2/4.
Руки согнуть в локтях и завести одна за другую на уровне груди. Пальцы левой руки слегка касаются локтя правой, пальцы правой руки слегка касаются локтя левой. Находясь в таком положении, руки быстро заводятся одна за другую, исполняя вращения Кисти можно сжать в кулачки.
Движение 9. Перевод рук. Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 1 такт.
На счет «раз» исполнить трилистник с правой ноги; – удар правой ногой; «два» – удар левой ногой; «и» – пауза.
Руки параллельно выводятся в первую позицию, ладонями вниз. Затем из этого положения переводятся из стороны в сторону на уровне груди.
Популярные материалы:
Основные этапы этнической истории белорусов
Накопленные исследователями материалы показывают, что первые этнические общности на землях Беларуси сложились в глубокой древности и были представлены родоплеменными образованиями, оставившими после себя ряд археологических культур с типи ...
Культура Красноярска в годы Перестройки
Бурный рост промышленного потенциала Красноярска в период предшествующий Перестройке (1960-70-е гг.) сопровождался развитием и обогащением культурно-духовной сферы жизни. Вместе со всей страной красноярцы завершили в 70-е гг. переход к вс ...
Авторская программа по сохранению и развитию празднично-обрядовой
культуры алтайского этноса
Паспорт
социально-культурной программы "Эхо Алтая" по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса.
Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет ...