Описание основных движений мордовского женского и мужского танца

Материалы » Танцевально-обрядовая культура мордовского народа » Описание основных движений мордовского женского и мужского танца

Страница 2

– «чавомс-тапамс» (э., м.) – «бить-топтать» – удары всей стопой по полу;

– «киштемс-тапамс» (э.) – «плясать-путать» – выплясывать своеобразный рисунок.

Рассмотрим основные движения мордовского женского танца.

Исходное положение во всех движениях – шестая позиция.

Движение 1. Подскок с двумя притопами. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» подскочить на левой ноге, правую слегка приподнять; «и» – поставить правую ногу рядом с левой; «два» – притопнуть левой ногой рядом с правой; «и» – пауза. Это движение исполняется вместе с движением рук. Руки находятся в первой позиции, кисть левой руки почти касается локтя правой, кисть правой касается локтя левой. Движение руками производится так, как будто правая рука наматывает на левую пряжу.

Движение 2. Припадания с двумя ударами.

На счет «раз» припасть на левую ногу, правую слегка приподнять; «и» – ударить правой ногой рядом с левой; «два» – еще раз ударить ногой рядом с левой, левую немного приподнять; «и» – пауза. Движения производятся одновременно с движением рук. Руки подняты в третью позицию, кисти слегка сжаты в кулачки и вывернуты от себя. Руки поочередно слегка сгибаются в локтях и выпрямляются. На счет «раз» левую руку согнуть, правую выпрямить; «два» – правую согнуть, левую выпрямить.

Движение 3. Тройные удары. Музыкальный размер ¾. Исполняется на 1 такт. На счет «раз» – удар левой ногой; «и» – удар правой ногой; «два» – удар левой ногой; «и» – пауза. Руки подняты в третью позицию, кисти рук повернуты тыльной стороной внутрь. На 1-й такт руки переводятся чуть вправо, на 2-й чуть влево.

Движение 4. Мордовский бег. Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 4 такта.

1–2-й такты. Наклонив корпус, исполнить бег правой, левой, правой, левой ногой.

3-й такт. На счет «раз» – притоп правой ногой; «и» – притоп левой ногой; «два» – притоп правой ногой; «и» – пауза.

4-й такт. На счет «раз» – притоп левой ногой; «и» – притоп правой ногой; «два» – притоп левой ногой; «и» – пауза.

Движение5. Трилистник. Музыкальный размер 2/4. постепенно продвигаясь вперед, исполняется трилистник. Руки в это время исполняют поочередно круговые вращения, начиная от груди вперд ладонями к зрителю.

Движение 6. Ход назад. Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз и» шагнуть назад правой ногой, левую поставить на носок, впереди правой, пятку слегка повернуть вправо; «два и «– то же, что и на «раз и», но с другой ноги. Руки в это время как бы отталкиваются от воображаемою партнера.

Движение 7. «Гармошка» по шестой позиции. Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз и» – носки повернуть направо; «два» – пятки повернуть направо. Движение встречается также в татарском танце.

Движение 8. «Веретено» (вариант 1). Музыкальный размер 2/4.

Руки согнуть в локтях и завести одна за другую на уровне груди. Пальцы левой руки слегка касаются локтя правой, пальцы правой руки слегка касаются локтя левой. Находясь в таком положении, руки быстро заводятся одна за другую, исполняя вращения Кисти можно сжать в кулачки.

Движение 9. Перевод рук. Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» исполнить трилистник с правой ноги; – удар правой ногой; «два» – удар левой ногой; «и» – пауза.

Руки параллельно выводятся в первую позицию, ладонями вниз. Затем из этого положения переводятся из стороны в сторону на уровне груди.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Усилия для решения проблемы обеспечения продовольствием
В конце 60-х годов самой заветной мечтой голодных была "зеленая революция". Это движение было призвано помочь бедным странам накормить своих граждан путем выращивания новых высокоурожайных сортов пшеницы и риса при эффективном и ...

Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина
Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина. Пушкинская лира звучала – нежно, призывно, чарующе – на Руси святой. Псковские пущи, Михайловские перелески, подмосковные боры, болдинские рощи, тамбовские урочища, липецкие сосняки, ...

Площадь Революции
Площадь Революции в Красноярске — одна из самых известных достопримечательностей города. Функционально площадь образовалась в момент окончания постройки Кафедрального собора в 1861 году и получила название Новособорная площадь. Современн ...