Неоклассика, национальная романтика и “новая архитектура”.
В церковном зодчестве распространилась тенденция башен, используемых в архитектуре северных городов. Появилось стремление к средневековым формам в архитектуре конторских построек (В. А. Покровский). “Национальная романтика” дала возможность к сообщению национальной географический выразительности железнодорожных вокзалов. Ярославский вокзал перестроен в 1902-1904 годах по проекту архитектора Шехтеля. Ему удалось сочетать черты модерна с образами, навеянными архитектурой сурового русского севера. Центральный вход вокзала напоминает ворота могучей былинной башни. Она увенчана шатром, похожим на юрту. В это необычное завершение входят другой шатёр и башня, созвучные кремлевским. Живописная композиция,
самобытность художественного образа, богатая пластика, разнообразие строительных материалов - во всем проявились новые творческие принципы, которые внес в русскую архитектуру Ф. Шехтель.
Подобно тому, как ярославское направление железной дороги подсказало Шехтелю решение художественного образа здания, архитектура Казанского вокзала также навеяна ассоциациями, почерпнутыми зодчим в путешествиях по древним русским городам.
Автор этого самого молодого вокзала на площади (1913-1926, закончилось строительство в 1940г.) А. Щусев шел по пути стилизации под древнерусскую архитектуру. Использовав принцип “хоромной” композиции,
он сочетал несколько непохожих друг на друга объемов, напоминающих то крепостные башни, а то и торговые ряды. На одном из них - часы со знаками зодиака. Композиционно их объединяет могучая вертикаль ярусной башни, прототипом которой служила башня Сююмбеки в Казанском кремле. Завершает вокзальное здание шпиль с драконом Зеланом, который был изображен на древнем гербе Казани. В декоре Щусев широко использовал элементы московского барокко. Как для большинства произведений неорусского направления, сказочно-экзотический наряд вокзала не имеет органичных связей с его интерьерами, планировка которых обусловлена функцией. Залы были расписаны художником Е. Лансере.
В архитектуре жилых домов это движение привело к стилизации декора фасадов.
Популярные материалы:
Первый период существования Одессы
Своим возникновением и перноначальными успехами Одесса обязана преимущественно иностранцам. Её основателем был, неаполитанец де-Рибас, план застроения города составлен французом де-Воланом, административная власть в крае находилась в рука ...
Основные концепции формирования белорусского этноса
Процесс формирования белорусского этноса, достаточно сложен и противоречив. Среди учёных нет единого мнения как о времени появления белорусов как этноса, так и о предках современных белорусов. Считается, что этногенез белорусов происходил ...
Социально-экономическое развитие малых народов в конце 20 в. – начале 21 в.
Территория проживания телеутов представляет собой степной ландшафт Кузнецкой котловины, и по ряду геоботанических и климатических параметров создают благоприятные возможности для интенсивного развития сельского хозяйства. Вегетационный пе ...