Неоклассика, национальная романтика и “новая архитектура”.

Материалы » Архитектура Москвы ХХ века » Неоклассика, национальная романтика и “новая архитектура”.

Страница 2

В церковном зодчестве распространилась тенденция башен, используемых в архитектуре северных городов. Появилось стремление к средневековым формам в архитектуре конторских построек (В. А. Покровский). “Национальная романтика” дала возможность к сообщению национальной географический выразительности железнодорожных вокзалов. Ярославский вокзал перестроен в 1902-1904 годах по проекту архитектора Шехтеля. Ему удалось сочетать черты модерна с образами, навеянными архитектурой сурового русского севера. Центральный вход вокзала напоминает ворота могучей былинной башни. Она увенчана шатром, похожим на юрту. В это необычное завершение входят другой шатёр и башня, созвучные кремлевским. Живописная композиция,

самобытность художественного образа, богатая пластика, разнообразие строительных материалов - во всем проявились новые творческие принципы, которые внес в русскую архитектуру Ф. Шехтель.

Подобно тому, как ярославское направление железной дороги подсказало Шехтелю решение художественного образа здания, архитектура Казанского вокзала также навеяна ассоциациями, почерпнутыми зодчим в путешествиях по древним русским городам.

Автор этого самого молодого вокзала на площади (1913-1926, закончилось строительство в 1940г.) А. Щусев шел по пути стилизации под древнерусскую архитектуру. Использовав принцип “хоромной” композиции,

он сочетал несколько непохожих друг на друга объемов, напоминающих то крепостные башни, а то и торговые ряды. На одном из них - часы со знаками зодиака. Композиционно их объединяет могучая вертикаль ярусной башни, прототипом которой служила башня Сююмбеки в Казанском кремле. Завершает вокзальное здание шпиль с драконом Зеланом, который был изображен на древнем гербе Казани. В декоре Щусев широко использовал элементы московского барокко. Как для большинства произведений неорусского направления, сказочно-экзотический наряд вокзала не имеет органичных связей с его интерьерами, планировка которых обусловлена функцией. Залы были расписаны художником Е. Лансере.

В архитектуре жилых домов это движение привело к стилизации декора фасадов.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Почтительность к императору
Обладая в Китае чрезвычайною интенсивностью, религиозно-семейное начало обнаружило здесь и вечную силу экстенсивности, захватив и определив собою весь политический строй самого многолюдного и самого долговечного государства в мире. С созд ...

Первостроители Северодвинска
Июньским днем 1936 года причалил колесный пароход «Иван Каляев» к пристани поморского монастыря. Справа расстилался, розовый от цветущего шиповника, остров Ягры прямо золотились луковицы церкви, за черту горизонта уходили болота. «Слож ...

Возникновение поселка Арья. Округа
Русские начали заселение Урень-края с середины XVll века, после того как в 1661 году на марийских угодьях в междуречье Усты и Черной были выделены земли для поселения крестьян. По переписи населения 1719 года на территории Уренщины было з ...