Сталинский неоклассицизм, Социалистический реализм и послевоенная архитектура.

Материалы » Архитектура Москвы ХХ века » Сталинский неоклассицизм, Социалистический реализм и послевоенная архитектура.

Страница 3

Вертикальный строй всего сооружения подчеркивает его элементы: ленточные окна-щели книгохранилища, пилоны фасадов, идущие почти на всю высоту здания, завершающие их скульптуры. Раскрытию идейного содержания замысла способствует монументально-декоративная скульптура. Между пилонами фасада разместились бронзовые барельефы с изображениями учёных, писателей, мыслителей. Среди них - Архимед, Коперник, Галилей, Ньютон, Ломоносов, Дарвин, Пушкин, Гоголь.

Комплекс библиотеки выполнен в сдержанном цвете: светлый мрамор пилонов контрастирует с покрытой патиной бронзой барельефом, и в то же время сочетается с серым цветом гранита лестницы террасы, черной полированной облицовкой колоннады главного входа.

Первым театральным зданием, спроектированным и возведенным в советской Москве, стало здание Центрального театра Советской Армии. Оно было построено в 1940 году по проекту архитекторов К. С. Алабяна и В. Н. Симбирцева на площади Коммуны (сейчас площадь Суворова).

Театр Советской Армии значительно отличается от традиционных театральных построек. Архитекторы задумали его как памятник-эмблему советской армии. Поэтому объемно-пространственное решение здесь подчинено изобразительному началу. В плане мы видим пятиконечную звезду, лучи которой окружены монументальной колоннадой. Однако эта форма просматривается только сверху. Такое архитектурное решение затруднило размещение основных театральных помещений. Ядро планировки - зрительный зал веерного типа на 1950 человек. Вокруг него расположены фойе и залы, в лучах звезды - буфеты, артистические комнаты. Над зрительным залом находится репетиционный, который служит малой сценой, где также идут спектакли.

Интерьеры театра украшают произведение монументальной живописи таки мастеров, как Л. А. Бруни, А. А. Дейнека и В. А. Фаворских.

Почти одновременно с Центральным театром Советской Армии открылся первый в советской Москве Концертный Зал имени П. И. Чайковского. Концертный зал отличает благородство форм, монументальность и торжественность. Глухая стена фасада декорирована сеткой орнаментального узора с традиционным сочетанием красного и белого цветов, прямоугольный объем на уровне первых этажей опоясан рельефной лентой с мощной колоннадой у входа. Зрительный зал вмещает 1650 человек. Партер окружен трехъярусным амфитеатром: над которым располагаются балконы.

Проектировали здание архитекторы Д. Н. Чечулин и К. К. Орлов, они использовали незаконченную постройку театра Мейерхольда (проект архитекторов М. Г, Бархина и С. Е. Вахтангова) на пересечении бывшей улицы Горького с Садовым кольцом. В частности, были сохранены скругленный в плане зрительный зал, амфитеатр, балкончики “вперебежку” по боковым стенам, два яруса колоннад, полукругом расположенных вдоль стены.

Рядом с театром Советской Армии находится центральный музей Вооруженных Сил России (СССР). Лаконичное по архитектуре здание с вертикальными полосами витражей и световыми фонарями на кровле построено в 1965 году архитекторами Н. Гайгаровым и Б. Бархиным. По сторонам от входа установлены баллистистическая ракета и зарекомендовавший себя в годы ВОВ высокими боевыми качествами танк Т-34.

Важнейшим и всеопределяющим фактором архитектурного процесса становится программное обращение архитекторов к мировому зодческому наследию. В мае 1934 года в витринах на улицах Горького (ныне Тверской) выставляются проекты новой архитектуры, окончательно сбросившей с себя “скелет конструктивизма”. Намечается некоторая тенденция в новой архитектуре, архитектурном прошлом советские зодчие должны собрать не “прошлое”, а “вечное”. Из исторического наследия извлекается общечеловеческая суть: из готики - устремление ввысь, но без мистицизма, из древнеегипетской - монументальность и мощь, но без загробности, из греческой - гармония пропорций, но без аристократического духа, из древнеримской - величие, но без классового угнетения. Советская архитектура должна стремиться к конечному синтезу архитектурных стилей прошлых эпох в качественно новых образах, где бы ни проходил человек, по каким бы лестницам он ни поднимался, - перед ним, вокруг него - архитектурная реальность несуществующего социалистического мира, утопия. Город социализма, создан не для отдельного человека, а для организиванных масс. Архитектура, словно сценическая декорация, осеняющая непрерывную, живую пластику народных масс, демонстрирующих свой коллективизм и жизнеутверждающую безразличность. В это время, в период осуществления Генерального Плана реконструкции Москвы, проходит грандиозный конкурс на проект Дворца Советов. Конкурс был уникален тем, что никто не знал, как должно выглядеть народное представительство первого в мире государства рабочих и крестьян. Было представлено 160 проектов, из них 24 зарубежными архитекторами, среди них были такие известные, как Ле Корбюзье, В. Гропиус, Э. Мендельсон. Но этот замысел не был воплощен, поскольку в нем было слишком много утопии. Но все же Дворец Советов был построен, только под землей.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Верховажское купечество
Невозможно представить посад Верховажье без купечества. Не только потому, что купцы жили в посаде и составляли немалый процент среди посадского населения. Хотя и это очень важно. Но главное, на мой взгляд, состоит в том, что верховажские ...

Географические сведения о Каме
Кама – река в европейской части России, левый и самый крупный приток реки Волги. Занимает 6 место по протяжности в Европе. Длина её составляет 1805 км, площадь бассейна 507 тыс. кмІ. Берёт начало в центральной части Верхнекамской возвыше ...

Брак и семья
Брак - одна из важнейших форм человеческих взаимоотношений, прошедшая очень сложный и долгий путь развития. Как и всякое официальное явление, становление института брака происходило под влиянием господствовавших у англичан в то или иное в ...