Моральный идеал в понятии горца
В своей книге «Высокие звезды» Расул Гамзатов хорошо подметил многие нравственные черты горцев: хорошего храброго человека зовут орлом. Родился сын, отец возглашает: у меня родился орел. Дочь возвратится откуда-нибудь быстро, мать говорят: прилетела моя орлица.
Высшая награда для горца — слава. Героизм и отвагу народ запечатлел в своих сказаниях, песнях и преданиях о Хочбаре, Парту Патиме, в эпосе о разгроме, Надир-шаха, в песне о Давди из аула Балхар, в песне об Али-молодце, Об удалом Мусе и других. Близко знавший Дагестан А. Марлинский с восхищением писал о лучших нравственных чертах горцев так: «Слава для горца есть необходимость жизни. Быть известным храбрецом в селении, в долине, в целых горах, т. е. в его мире — это высшая награда его трудов, его желаний». Одним из тех, кто воспевал доблесть, мужество, храбрость и другие высокие моральные качества горцев, был Батырай. Вот отрывок из песни, посвященной храбрецу:
Сколько бы песен я не спел — Только о храбреце пою, Если придет беда, Против ста один пойдет.
В кумыкской героической песне поется:
Да погибнут трусы! Честь батырам! Отрежьте косы женщинам, которые всех выходящих на очар в папахах считают равными между собой. В кумыкском фольклоре можно прочитать: «Красавица, да еще содержащая в порядке свое хозяйство, - гордость дома. Батыр и красавица украшение друг для друга. И пусть дом их будет стоять одиноким и на безводной горе, они и тогда возьмут свою долю». Ни одно чувство у горца не было развито так сильно, как любовь к свободе. Понятно, почему защиту родной земли от иноземных угнетателей жители страны гор рассматривали как священную обязанность. Когда горец собирался в поход, прямо у порога своего дома брал горсточку земли и, насыпав ее в маленький мешочек, вешал его себе на шею.
Родная земля должна сопровождать повсюду. Если бы его убили, товарищи, зарыв его труп, посыпали бы могилу этой землей. Ему бы легко было в ней, и это бы означало, что он похоронен дома.
Предавать забвению эти замечательные черты нравственной основы наших народов было бы преступлением.
Популярные материалы:
Женские головные уборы, их
разнообразие и знаковые функции
Одежда – один из устойчивых компонентов народной культуры. Всю одежду крестьяне делали дома – из льняных, конопляных волокон с помощью ткацкого стана. На формирование стиля народной одежды Белгородско-Оскольского региона в значительной ст ...
Основные черты миграционных процессов на Ставрополье
В настоящее время Юг России, по-прежнему, остается самым сложным регионом с точки зрения обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российского государства. Здесь насчитывается около 20 «тлеющих» очагов конфликтов на те ...
Праздники
Троица
Библейская легенда повествует о том, что на пятидесятый день после Чристова Воскресения на его учеников – апостолов сошел святой дух. Апостолы заговорили на разных языках, никогда им не учившись. Это было указание Бога-отца нести ...