Символика РФ

Страница 17

Для этой новой мелодии В. Жуковский специально изменил свои стихи, которые раньше звучали на мелодию британского гимна. Так появился гимн "Боже, царя храни":

Боже, царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу,

На славу нам,

Царствуй на славу нам,

Царь православный .

Эта музыка со словами В. Жуковского была вторым официальным государственным гимном Российской империи, который просуществовал до февраля 1917 г. Впервые он был исполнен в Москве 11 декабря 1833 г. в Большом театре и 25 декабря 1833 г. в Петербурге в Зимнем дворце на праздновании 21-й годовщины освобождения России от наполеоновского нашествия. Государственный гимн подлежал обязательному исполнению на парадах, разводах, при освещении знамён, на утренних и вечерних молитвах в русской армии и т. д.

После постановки оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя" в 1836 г. на официальных и неофициальных празднествах в качестве национально-патриотического гимна стало употребляться "Славься".

После Февральской революции 1917 г. Россия перестала быть империей. В стране изменился политический строй, и её неофициальным гимном на некоторое время стала французская песня "Марсельеза". Русский текст "Марсельезы" написал поэт П. Лавров, а музыкальную обработку сделал композитор А. Глазунов. Известный оперный певец Ф.И. Шаляпин в порыве восторга даже сочинил "Песнь революции", которая напоминала "Гимн гарибальдийцев".

С 1918 г., когда в России была установлена Советская власть, гимном государства стал международный пролетарский гимн "Интернационал". Это была тоже французская песня, которую написали поэт Э. Потье и композитор П. Дегейтер. Ещё в 1902 г. поэт А. Коц перевёл "Интернационал" на русский язык, и он оставался гимном Советского Союза до 1944 г.

1 января 1944 г. во время Великой Отечественной войны впервые прозвучал по радио новый государственный гимн СССР. Он был написан композитором А.В. Александровым. Слова для него сочинили поэт С. Михалков и журналист Г. Эль-Регистан.

Александров учился в Петербургской и Московской консерваториях. Он был не только композитором, но и хоровым дирижёром, педагогом, профессором. С 1922 г. начал преподавать в Московской консерватории. В 1928 г. организовал и долгие годы руководил Краснознамённым ансамблем песни и пляски Советской Армии. В 1930-е гг. был последним регентом храма Христа Спасителя в Москве. В первые годы Великой Отечественной войны он создал песню "Священная война", ставшую её музыкальной эмблемой. В 1944 г. за музыку государственного гимна Советского Союза А.В. Александрову была присуждена Сталинская премия.

С 1956 г. Государственный гимн СССР стали исполнять без слов. Звучала только музыка Александрова. Оказалось, что среди слов гимна, славящих Россию и её народы, встречались и слова, которые прославляли И.В. Сталина.

На XX съезде КПСС в 1956 г. в докладе руководителя партии и государства Н.С. Хрущёва был разоблачён культ личности Сталина. Поэтому новые лидеры не хотели, чтобы в государственном гимне прославлялось прежнее руководство.

И только в 1977 г. поэт С. Михалков по просьбе руководителей государства внёс изменения в текст гимна. Государственный гимн России вновь стали исполнять со словами. Музыку тоже немного изменили. Над новой музыкальной редакцией мелодии Александрова поработали такие замечательные композиторы, как Д. Шостакович, А. Хачатурян, Т. Хренников и другие.

В 1991 г. в нашей стране вновь изменилась политическая власть. Выяснилось, что в государственном гимне встречаются слова, прославляющие коммунистическую партию, которой в нашей стране принадлежала власть в прежние времена.

В 1991 г. по указу первого Президента России Б.Н. Ельцина "Патриотическая песнь", написанная композитором М.И. Глинкой ещё в 1834 г., была объявлена гимном Российской Федерации. Новую оркестровку этой музыке сделал композитор А. Петров.

Об истории создания музыки М.И. Глинки до сих пор мало что известно. Лишь в 1895 г. известный петербургский музыковед Н.Ф. Финдейзен, разбирая хранившиеся в императорской Публичной библиотеке рукописи М.И. Глинки, обнаружил листок нотной бумаги с наброском неизвестной ему мелодии. Тут же был записан и вариант аккомпанемента, придававший мелодии характер торжественного марша. На листке была надпись, сделанная рукою Глинки: "motif de chant national" ("мотив национального гимна"). Композитор не завершил работу над российским гимном, а свой единственный набросок оставил без внимания. Если бы его не нашёл Финдейзен, мы бы никогда не узнали этой чудесной мелодии.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Популярные материалы:

Историография
Об этой теме писали историк и еврейский историк Иосиф Флавий[1], и русский исследователь минувшего столетия В. Кондараки[2]. Сведения о евреях Причерноморья приведены в статьях Э. Соломоник и Д. Даньшина[3], Филологи Петербурга которые об ...

Mетоды исследования этногенеза. этногенез и антропогенез
Данные палеонтологии, археологии, антропологии и лингвистики позволяют заглянуть в очень ранние этапы этногенеза, этнической истории народов. Вслед за представителями этих наук этнологи стараются восстановить процесс формирования этносов ...

Свидетельства археологии об общественном строе древних славян
Как полагают археологи, протославянскими племенами были древнейшие племена – носители археологической культуры так называемой шнуровой керамики. Они занимались земледелием и скотоводством и в середине III – II тысячелетий до н. э. селилис ...