Аксессуары

Белорусский национальный костюм нельзя назвать целостным без таких важных деталей, как аксессуары, украшения и вышивка. Все эти элементы органично дополняют костюм и создают стиль, присущий только тому или иному региону страны. Они несли не только функциональную нагрузку, но также имели обрядовое, религиозное и социальное значение.

Наиболее значимым из всех аксессуаров был пояс. Пояс был необходимым компонентом одежды того времени. В мужском костюме он сохранялся как обязательный элемент вплоть до середины ХХ века. В традиционной культуре белорусов пояс наделялся магическими защитными свойствами. Кроме этого он выполнял знаковую, эстетическую и этическую функции. Без пояса было просто грешно выйти даже за порог дома. Мужчина мог выйти из дома босым, без головного убора, но без пояса – никогда. Имел этот элемент и практическое назначение. Во-первых, он придерживал одежду, на которой не было застежек, или широкую рубаху. Во-вторых, к поясу подвязывались или за него затыкались необходимые в быту предметы – нож, табакерка с табаком, огниво. Если мужчина выходил в лес рубить дрова, то он затыкал за пояс топор. Женщина подвешивала на пояс ключи от сундука, "цурку" – приспособление для вязания снопов и др. Важным оберегом считался рукотворный тканый или сплетенный пояс.

Пояс (крайка, кушак) изготавливался обычно в домашних условиях. Их ткали, вязали, плели из ниток домашнего изготовления, окрашенных в различные цвета. Белорусский пояс обычно украшался геометрическим орнаментом - ромбами, квадратами, звездами, полосками в разнообразном цветовом сочетании. Женский пояс мог быть тканым, плетёным или вязаным, и разнообразной цветовой гаммы, но чаще всего зелено-бело-красный. Он также богато украшался орнаментом. Завязывался пояс таким образом, чтобы, обвив талию несколько раз, концы его свисали вместе спереди или врозь на боку, чаще на левом. Иногда пояс заменял сыромятный ремень (дзяга) или просто шнурок (матузок).

Основой для поясов служили льняные и шерстяные нити, длина которых составляла 5-10 метров. Количество их варьировалось в зависимости от желаемой длины и ширины будущего пояса. При помощи определенных систем нити переплетались, создавая узор. Плетение поясов являлось очень кропотливым трудом. На изготовление простейшего пояса шириной около 2,5 см уходило несколько дней, на более сложные вариации – несколько месяцев. Встречались пояса, сделанные из кожи, многие из которых были с пряжками, разделительными кольцами, украшены металлическими накладками.

Из кожи также изготавливались рукавицы, кошельки, сумочки, кисеты, чехлы для ножей.

Кошельки по форме были прямоугольные, округлые, стягивающиеся. Первые делались из одного куска кожи, который перегибался на две неодинаковые части и большая одновременно служила крышкой. Кошельки округлой формы состояли из двух частей кожи и имели вверху отверстия для продевания ремешков. Стягивающиеся кошельки напоминали кисет. Они шились из мягкой кожи и украшались аппликацией или вышивкой. Кожаные кошельки на поясах были достаточно популярны.

Кожаные сумочки служили для ношения мелких личных вещей, табакерок, денег. Они крепились к поясу либо к длинному ремню и в таком случае носились через плечо.

Популярные материалы:

Огонь в погребальном обряде у народностей Дальнего Востока
Применение огня в погребальном обряде можно проследить у таких народов как нанайцы, нивхи, ульчи, солоны, коряки. Огонь в погребальном обряде нанайцев. У нанайцев имелось несколько способов погребения: наземные, в земле и (как исключени ...

Белев
В развитии Белева (Б.) сыграло значительную роль то, что он являтся самой крупной пристанью в верховья Оки. Через город шли значительные грузы. Грузооборот возрастл вплоть до 70 годов 19 века. В 1872 г. и 1902 г. в Б. открылись 2 учебных ...

Рост народонаселения и запасы пищи
Для многих изучение динамики населения связано с именем Томаса Роберта Мальтуса, английского священника, который жил в 1766-1834 г. В 1798 г. Мальтус опубликовал знаменитую статью под названием "Опыт о законе народонаселения". В ...