Краткий экскурс в историю
«Но эти места были очень привлекательны для человека, жившего земледелием, скотоводством, рыболовством . Поэтому и не могла прекратиться здесь жизнь. Сегодня имеется мало точных сведений о том, как проходила жизнь Керкинитиды в течение последующих почти десяти веков, вплоть до XV века. Известно, что аппетиты завоевателей не уменьшались. Об этом свидетельствуют следы материальной культуры, оставленные многими племенами и народностями, сменявшими друг друга. На какое-то время здесь закрепились ромеи - византийцы, около 680 года началось вторжение хазар, закончившееся тем, что уже в . VIII веке большая часть Таврики оказалась под властью Хазарского каганата. В конце 1Х-начале XI века в районе Керкинитиды появились переселенцы из Киевской Руси, в X веке - печенеги, затем с середины XI до XIII века здесь хозяйничали половцы. А в первой половине XIII века на Крым обрушивается новая лавина кочевых племен - татаро-монголы. Они покорили местное население - армян, греков, аланов, половцев и славян и обложили их данью.
С конца XIII до последней четверти XV века побережье Крыма от Керчи до Балаклавы колонизировали выходцы из города-республики Генуи. А в юго-западной части Крыма сложилось княжество Феодоро, в котором жили армяне, караимы и другие народности, издавна заселявшие эти места. Предполагают, что Керкинитида входила тогда в сферу влияния этого княжества. Косвенное тому свидетельство - наличие Керкинитиды на итальянских картах XIV-XV веков»[14].
«На итальянских картах XIV—XV вв. район Евпатории отмечен под названием Chrichiniri, или Chrerenichi, в котором можно уловить отзвук более древнего имени «Керкинитида». Следовательно, допустимо говорить о наличии здесь населенного пункта. Генуэзцы, искажая обычно имена поселений, все же брали в основу исконные названия, никогда не переводя их на свой язык[15]».
П.Джонсон написавший один из монументальных трудов по истории евреев[16] также упоминает о оживленной торговле еврейских купцов с крымом еще 1169 года.
Иудейское население Таврики XI – начало XIII века в истории иудейских общин на территории Крымского полуострова с полным основанием можно считать «темными».
Очевидно, это связано с новыми волнами кочевников, вторгавшимися в Крым, ставший свободным от зависимости Хазарского каганата. Это вызвало53изменения в политической истории полуострова. Византийская империя в XI в. начинает терять контроль над ранее подвластными ей крымскими провинциями. Тюрко-язычные кочевники печенеги, а затем половцы начинают играть все более активную экономическую и политическую роль на полуострове. В XII в. большая часть степей, восточного и горного Крыма была подчинена половцам. Это должно было привести к изменению этнокультурной ситуации в регионах, подвергшихся наибольшему контакту с завоевателями.
«В 1475 году Крым захватывают турки-османы. Недалеко от Керкинитид&1 они обосновались в хорошо укрепленной крепости, которую назвали Гёзлёвом. Сама крепость не сохранилась. На ее месте позже возникли кварталы старого города. Итак, Керкинитида обрела свое новое имя - Гёзлёв. Русские и украинцы переиначили это название на более созвучное для себя и произносили «Козлов». Не исключено, что при создании этой крепости турки воспользовались прибрежными укреплениями Керкинитиды. А уже в 1478 году после коронации в Стамбуле в Гёзлёв прибывает крымский хан Менгли-Гирей. Наступает период Крымского ханства. Начался новый период и в жизни бывшей Керкинитиды - теперешней Евпатории. Вокруг города турки соорудили (а может быть, укрепили или перестроили ранее имевшуюся) мощную крепостную стену длиной около трех километров. Сделана она была из бута и известнякового ракушечника. Высота стены была 6-8 метров, а ширина - 3-5 метров. Глубокий ров окружал крепостные стены. В город вели пять крепостных ворот. Как и большинство восточных городов, Гёзлёв делился на две части. Восточная часть являлась торгово-ремесленным центром. Здесь находились постоялые дворы, купеческие лавки, кофейни, кузнечные и плотницкие мастерские. А в западной части располагались жилые кварталы, представлявшие лабиринты узких, кривых улочек без единого деревца, с домишками, на глухо отгороженными от мира высокими заборами и с обращенными во двор окнами. В городе в это время жили турки, татары, караимы, армяне, греки, евреи и другие народности. Это был прежде всего торговый порт. Сюда прибывали купцы со всех концов света. В гавани порта одновременно находилось до двухсот судов. Шла бойкая торговля. Турки, например, привозили тонкие ткани, нитки, мыло, табак, медь, керамическую посуду и восточные пряности и обменивали все это на соль, шерсть, войлок, кожи, оружие, полотно и хлеб. Но основным прибыльным товаром были люди - «ясырь». Это были пленные, захваченные турками при систематических набегах на русские, украинские и польские земли. В отдельные годы в турецкую неволю увозили до 50-60 тысяч людей разного возраста, от мала до велика. Торговля значительно пополняла казну султана. Порядок в городе обеспечивал трехтысячный турецкий гарнизон»[17].
Популярные материалы:
Особенности мужского костюма семейских
Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки, и штанов с широким шагом. Рубаха шилась долгой, со скошенными бочками и рукавами, из дабы или далембы, праздничные – из китайской чесучи красного, синего, желтого цветов. Рубаху носили навып ...
Этническое возрождение белорусского народа
При оценке этнической ситуации, складывавшейся на белорусских землях со второй половины XVI века, необходимо учитывать две группы явлений: те, что тормозили, вернее, усложнял этнические процессы, и те, что способствовали их развитию, конс ...
Новейшие концепции в этнологии
За последние четыре десятилетия все наиболее значительные теоретические новации в этнологии формировались в США. Это было обусловлено изменением политической ситуации в мире. Разрушение колониальных империй после второй мировой войны сказ ...