Краткий экскурс в историю

Страница 1

Евпатория один из самых древнейших городов в Крыму, ее история насчитывает более 2500 лет, она была основана греческими колонистами из Милета. Но пожалуй нет сейчас в Крыму города чья история до такой степени окутана туманом.

История древней иудейской диаспоры в Крыму динамична, многогранна и увлекательна.

Первые иудой поселились в Крыму на Боспоре Киммерийском конце II в. — I Вв. до н. э. В период существования Понтийской державы Митридата VI Евпатора, объединившего под своей Вла­стью Малую Азию, значительную часть Кавказа и греческие го­сударства северного побережья Понта Евксинского. В это Время евреи проживали Во многих малоазийских городах и на Балка­нах. Так, В 1981 г. болгарские археологи обнаружили синагогу, по­строенную в III в. до н. э.

По-видимому, основным центром еврейской диаспоры на полу­острове стал Пантикапей (Керчь), столица Боспорского государ­ства. Это крупное по причерноморским масштабам государство территориально и политически оформилось, В основном, В IV в. до н. э. н всегда играло заметную роль в политической жизни региона и в международной торговле. Его гражданской основой было население многочисленных греческих городов, располагавших­ся в Восточном Крыму (Европейский Боспор). Боспорским царям были подчинены многие приазовские и прикубанские варварские народы.

«Согласно летописным свидетельствам, евреи появились на территории Крыма свыше двух с половиной тысяч лет назад в колониях, основанных греками. Об этом писали историк и философ Филон Александрийский (I ст. до н. э.), географ Страбон и еврейский историк Иосиф Флавий. Их свидетельства подтверждаются археологическими и эпиграфическими находками.

Русский исследователь минувшего столетия В. Кондараки утверждал, что иудеи жили в Тавриде не меньше чем за два столетия до христианской эры, а также что иудеи самаритянского племени с давних времен жили в Херсонесе. Караимский раввин Иешуа Коен из Феодосии писал, что в III столетии до н. э. около шести тысяч евреев-пленных оказались в районе Тамани. Оттуда они переселились в крымские города Керчь, Феодосию, Мангуп, Старый Крым и Чуфут-Кале. Евреи также обосновались в Мисхоре (близ современной Ялты), Херсонесе (территория нынешнего Севастополя) и других местах.

Это были города-государства, каждое из которых имело правительство и войско, чеканило свою монету. Они вели торговлю с разными странами, принимали и отправляли торговые караваны. Почти в каждом из них существовали еврейские общины. И. Флавий по этому поводу писал, цитируя Страбона: «Иудеи проникли уже во все города, и нелегко найти место на земле, где бы ни обнаружилось это племя[10]».

Сведения о, евреях Причерноморья приведены в статьях Э. Соломоник и Д. Даньшина. Филологи Петербурга, ко­торые обнаружили еврейские имена в надписях Боспора, поддержали гипотезу от­носительно проживания евреев в Крыму во время правления понтийского царя Митридата VI Евпатора (121—63 гг. до н. э.), который объединил под своею властью Малую Азию, зна­чительную часть Кавказа и гречес­кие города север­ного побережья Понта Эвксинского.

«По данным ономастики, элли­низированные ев­реи пришли в Пантикапей из Малой Азии и Фракии. Известно, что они жили тог­да в восточной ча­сти Крымского по­луострова, в Боспоре, и уже позднее расселились по северному склону южных Крымских гор. Тогда образовались три главные общины — в Солхате, Кырк-Ере и Мангупе. Большинство еврейских па­мятников Крыма, датированы первыми столетия­ми н. э. и найдены на территории, бывшего Боспорского царства.

Двухтысячелетняя история евреев в Крыму богата событиями, связанными с различными режима­ми в здешних местах. Вероятно, именно этот народ убедил руководителей Хазарского каганата принять иудаизм. Немало фактов свидетельствуют о связях крымских евреев и каганата с единоверцами Киевской Руси[11]».

Наиболее раннее упоминание о евреях на территории Евпатории относится к теории образования названия Керкенитида. Б.Кене, по его мнению название городу дали как производное от еврейского слова КАРКА обозначающее земельный надел, почву занятую под постройку города[12].

«После 3в. н.э. Когда в Тавриду вторглись готы, а в 4 в. орды кочевников гуннов сметавшим все на своем пути, в том числе и Кекинитиду. Кажется логичным, что с этого времени и на долго жизнь повсюду в крыму замирает, и только в трудно доступных местах она сохранилась[13]».

Но это не так как показывают, хоть и очень скудные археологические находки жизнь существовала и в северо-западному Крыму.

Греческая Керкенитида, видимо в какой то мере восстановленная в византийские времена, была, надо полагать. Как и все степное побережье присвоено хазарами.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Кулачный бой в культуре донских казаков
Как отмечает Т.А.Бернштам, едва ли не единственным видом мужского союза с некоторыми архаичными формами ритуализированного – военного/борцовского – поведения в мирной бытовой ситуации предстает организация кулачного боя(1). По мнению А.М. ...

1700 - 1800 года
В 1688 г. крепость Самара получила статус города. В 1700 и 1703 годах в Самаре случились страшные пожары. Однако крепость уцелела. Расширение границ русского государства привело к тому, что к 1739 г. В. Н. Татищев доложил: "Ныне, с ...

Природные ресурсы посада Парфентьева в период с 1778 г. по 19 в.
Собирательство грибов стало основным занятием в посаде. С.В. Максимов написал целый очерк «Грибовник», в котором он вспоминает: «Целая и большая местность с древнейших времен приурочила себя к этому делу, связала с ним свою судьбу и обра ...