Купцы и мещане: образ жизни
Что и говорить, характеристика достаточно убийственная. Впрочем, если вдуматься и в нынешнем Верховажье хватает трудоголиков и бездельников…
Образ жизни верховажан отличался в то время простотой. У купцов побогаче разумеется, был более изысканным. В обед на своем столе купеческая семья имела несколько блюд. Мещанин в этом отношении стоял на одной ступени с крестьянами из соседних деревень. «Пища его – щи постные и скромные разного рода похлебки, молоко, рыба больше соленая сухая, грибы, ягоды, огородные овощи и пироги из муки ржаной, овсяной и пшеничной, редко из крупитчатой… Все пьют чай и помногу. Впрочем, мещане – низших сортов с густым цветом, хоть и без большого аромата, и не в каждый день по два раза. Кофей в употреблении только у купечества… Обыкновенное же питье – бочечный квас и речная вода. Колодезнаяболее идет для других хозяйственных потребностей для мытья голов и белья, для скота».
Отличается, что одежда верховажан достаточно пестрая. Представляет собой некую смесь немецкой и русской. Мещане носят одежду, мало чем отличающуюся от крестьянской. Обувь – сапоги и валенки у мужчин, башмаки, полусапожки и коты у женщин. В летние месяцы на посадских улицах можно увидеть много босых людей.
Увеселения более разнообразны у купеческого сословия. На купеческих вечерах принята была игра в карты, причем на небольшие деньги. Молодые купчики с барышнями танцевали модную в то время французскую кадриль под домашнюю музыку. Пользовался популярностью и вальс. Летом и у купеческих и мещанских семей в выходные дни и по церковным праздникам так называемые запосадские прогулки. Чаще их устраивали на цыганском лугу на правом берегу Ваги. Здесь даже делались небольшие беседки, чтобы в случае непогоды укрыться от дождя. Был и местный «фейерверк», когда жгли смоляные бочки.
Молодежные гулянья летом устраивались обычно «на ямах» - северной нагорной части посада.
В заключение – об одной достаточно пикантной подробности. Стоит здесь процитировать Воронова целиком: «Нельзя не заметить еще обоюдной вещи, именно о курительном табаке, употребление которого в Верховажье быстро распространяется. Ныне, можно сказать, все курят, мужской пол и женский, молодой и старый, и без всякого ограничения в месте и времени. Курят на свободе и на работе, дома и вне оного, и даже на дороге в Храм Божий и из него. Ныне нередко приходится видеть, как мальчишки лет 11-12 свертывают клочок бумаги в трубку, набивают табаком и курят. Как рабочие просят иногда вместо рюмки водки какой-нибудь лоскут бумаги на папиросницы. И, что всего удивительнее, как подросток – барышня переедет своей подруге, что надобно курить папиросы, иначе назовут необразованной. В глуши и такие явления».
Популярные материалы:
Кулачный бой в культуре донских казаков
Как отмечает Т.А.Бернштам, едва ли не единственным видом мужского союза с некоторыми архаичными формами ритуализированного – военного/борцовского – поведения в мирной бытовой ситуации предстает организация кулачного боя(1). По мнению А.М. ...
Застройка города
В основном Одесса представлена архитектурой XIX—XX столетий: неоклассицизм, модерн, постмодернизм, конструктивизм. Первые здания в Одессе строились в стиле классицизма, отличались рационализмом и скупостью декора. Многонациональный состав ...
Купцы и мещане: образ жизни
В «Вестнике императорского русского географического общества» за 1860 год опубликован большой и интереснейший очерк П. Воронова «Верховажский посад». Воронов делит верховажских купцов на две четкие категории. Первые – это богатые люди, из ...