Купцы и мещане: образ жизни

Материалы » Купечество Верховажья » Купцы и мещане: образ жизни

Страница 2

Что и говорить, характеристика достаточно убийственная. Впрочем, если вдуматься и в нынешнем Верховажье хватает трудоголиков и бездельников…

Образ жизни верховажан отличался в то время простотой. У купцов побогаче разумеется, был более изысканным. В обед на своем столе купеческая семья имела несколько блюд. Мещанин в этом отношении стоял на одной ступени с крестьянами из соседних деревень. «Пища его – щи постные и скромные разного рода похлебки, молоко, рыба больше соленая сухая, грибы, ягоды, огородные овощи и пироги из муки ржаной, овсяной и пшеничной, редко из крупитчатой… Все пьют чай и помногу. Впрочем, мещане – низших сортов с густым цветом, хоть и без большого аромата, и не в каждый день по два раза. Кофей в употреблении только у купечества… Обыкновенное же питье – бочечный квас и речная вода. Колодезнаяболее идет для других хозяйственных потребностей для мытья голов и белья, для скота».

Отличается, что одежда верховажан достаточно пестрая. Представляет собой некую смесь немецкой и русской. Мещане носят одежду, мало чем отличающуюся от крестьянской. Обувь – сапоги и валенки у мужчин, башмаки, полусапожки и коты у женщин. В летние месяцы на посадских улицах можно увидеть много босых людей.

Увеселения более разнообразны у купеческого сословия. На купеческих вечерах принята была игра в карты, причем на небольшие деньги. Молодые купчики с барышнями танцевали модную в то время французскую кадриль под домашнюю музыку. Пользовался популярностью и вальс. Летом и у купеческих и мещанских семей в выходные дни и по церковным праздникам так называемые запосадские прогулки. Чаще их устраивали на цыганском лугу на правом берегу Ваги. Здесь даже делались небольшие беседки, чтобы в случае непогоды укрыться от дождя. Был и местный «фейерверк», когда жгли смоляные бочки.

Молодежные гулянья летом устраивались обычно «на ямах» - северной нагорной части посада.

В заключение – об одной достаточно пикантной подробности. Стоит здесь процитировать Воронова целиком: «Нельзя не заметить еще обоюдной вещи, именно о курительном табаке, употребление которого в Верховажье быстро распространяется. Ныне, можно сказать, все курят, мужской пол и женский, молодой и старый, и без всякого ограничения в месте и времени. Курят на свободе и на работе, дома и вне оного, и даже на дороге в Храм Божий и из него. Ныне нередко приходится видеть, как мальчишки лет 11-12 свертывают клочок бумаги в трубку, набивают табаком и курят. Как рабочие просят иногда вместо рюмки водки какой-нибудь лоскут бумаги на папиросницы. И, что всего удивительнее, как подросток – барышня переедет своей подруге, что надобно курить папиросы, иначе назовут необразованной. В глуши и такие явления».

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Древний быт и костюм англосаксов и англичан
Мрак полусказочной доисторической древности, в который была погружена Скандинавия, рассеивается лишь к концу VIII века. Древнейшее ее население принадлежало к племени чудь. Оно обитало у побережья и занималось охотой на лесных, береговых ...

Истоки этностатусных конфликтов
Этносоциальная стратификация (иерархическая соотнесенность этносов) – явление не социального пространства, а его идеологической интерпретации, в деятельности политических этноэлит и гуманитарной интеллигенции, которое четко осознается ее ...

Цезские народы
ЦЕЗСКИЕ НАРОДЫ, группа народов в Российской Федерации в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана: цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины. Общая численность (вместе с андийскими народами) - 55-60 тыс. человек ...