Купцы и мещане: образ жизни

Материалы » Купечество Верховажья » Купцы и мещане: образ жизни

Страница 1

В «Вестнике императорского русского географического общества» за 1860 год опубликован большой и интереснейший очерк П. Воронова «Верховажский посад». Воронов делит верховажских купцов на две четкие категории. Первые – это богатые люди, изветсные далеок за пределами своей малой родины. Имена Давыдовых, Пестеревых, Ананьевых на слуху у каждого на севере России, пишет исследователь. Персиковых и Юренских в Сибири, а Рудакова, с его чайной торговлей знают по всей России. «Эти люди, особенно Рудаковы, с большими капиталовложениями и товарооборотом, ведущие дела через приказчиков или поверенных и предоставляющие себе одно распоряжение и комфорт жизни, по одному этому уже много отличаются от низших своих собратьев»

А вот деятельность небогатых купцов, только-только выбившихся в это сословие из мещан или крестьян, Воронов оценивает достаточно высоко. Часто у такого торговца и приказчиков-то нет, да и рабочих тоже. Сам себе хозяин, продавец и грузчик, говоря по-сегодняшнему. «Находясь дома, торговец из упомянутого купечества сидит целые дни в своей лавке, ожидая покупателя. Нередко случается, что он с тем же капиталом возвращается домой, с каким пришел в лавку. Сколько тут надо терпения и хладнокровия!»

Еще труднее мелкому торговцу, когда он ездит с товаром по ярмаркам и торжкам. Процитируем: «Тут дело хлопотливое, неприятное и опасное. Тут надобно и товар беречь и себя, да т торговлю не опустить». Днем такой купец-одиночка ведет торг, а ночью караулит товар, нередко и спит на нем, на лошадином возу. Торговые обороты у этих людей очень умеренные, прибыль невелика, поэтому дорожат каждой копейкой. Это купечество воистину неусыпный муравейник в верховажском обществе», - делает вывод автор. – Это люди без большого образования, ведущие торговлю более всего на неустрашимое «авось», чем по рациональным соображениям и основаниям. Вдобавок, наконец, люди без претензий на совестливую правдивость. Впрочем и не без чести и правды. «Эта низшая категория торговцев не претендует на богатство. Небольшая лавка, лошадь для подвоза товара, до двух-трех коров в хлеву – вот их хозяйство. А еще – «неизысканный, но сытный стол, 3-4 тысячи рублей, которые и составляют оборотный капитал».

Нетрудно сравнить деятельность купцов того времени с состоянием нынешних верховажских коммерсантов. Пожалуй, дела у современных владельцев верховажских магазинов обстоят получше, чем у их коллег в 1860 году. Исключая тех, конечно, кто в любую непогоду нынче торгует на рынке, так называемых «челноков». Правда, и у купцов такого масштаба, как Рудаков, который вел самостоятельную торговлю с Китаем, нынче в Верховажье нет. Но ведь и Рудаков в свое время, разбогатев, перебрался на постоянное жительство в Москву.

Интересно, что верховажских мещан Воронов оценивает достаточно критично: «Они справляют свои занятия исподволь, не тратя ни сил, ни внимания». Согласно посадным нравам того времени, мещанин считает себя выше труженика-крестьянина и завистливо посматривает на хлопотливых и более зажиточных купцов.

Верховажский мещанин, отмечает исследователь, начинает свою работу «в позднее утро, когда труженики вдоволь наработались. И оканчивает далеко в глубокие сумерки. Да и работают с большими роздыхами: любят постоять, посмотреть и поразговаривать, невзирая ни на какие обстоятельства, требующие ускорения дела… От этой малодеятельности и состояние верховажского мещанина не более как посредственное. Нет в Верховажье бездомного пролетариата. Но и довольство лишней копейкой редко. Большая часть в состоянии лишь только сводить концы с концами. Вообще в верховажском обществе заботливее и трудолюбивее всех купцы, стоящие на начальной стадии. А купцы первостатейные и мещане составляют два противоположных полюса малодеятельности. Первые, услаждаясь своим состоянием, в делах ограничивают себя одними распоряжениями. А последние, не зная прекрасных плодов труда, убегают от него, как от некоего страшилища».

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Прощеное воскресенье
Прощёное воскресенье - (прощенное) последнее воскресенье перед Великим постом или 7-е воскресенье перед Пасхой. В России также считается последним днем Масленицы. В этот день все православные просят друг у друга прощения - чтобы приступи ...

Казачья историческая песня на тереке в ХІХ веке
Исторические песни в жанровом отношении можно определить, как песни эпические и лиро-эпические, восходящие по содержанию к конкретным историческим событиям и имеющие своими героями определённых исторических лиц. Самые ранние казачьи исто ...

Кичкообразные женские головные уборы. их знаково-функциональное и символическое содержание
Кичкообразный головной убор с «сорокой» был общерусским национальным, хотя имел в разных районах свои особенности. Он состоит из многих частей: «кичка» или «роги» - твердая основа, собственно «сорока», покрывающая «роги». Полагают, что го ...