Роль пантеона славянских богов в организации помощи и взаимопомощи

Материалы » Истоки традиций помощи и взаимопомощи у древних славян » Роль пантеона славянских богов в организации помощи и взаимопомощи

Страница 2

К высшему уровню богов славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируются как Перун и Велес, а так же увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого остается неясным. Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Кроме названных богов в него могли входить те божества, чьи имена известны хотя бы в двух разных славянских традициях. Таковы древнерусский Сварог (применительно к огню - Сварожич, т.е. сын Сварога). Другой пример - древнерусский Даждьбог и южнославянский Дабог.

К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и т.п. Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающих близкие связи с коллективом, иногда менее уподобленных человеку, чем боги высшего уровня.

Элементы следующего уровня характеризуются наибольшей абстрагированностью функций. Слово Бог входило в имена различных божеств - Белобог, Чернобог и другие).

К низшему уровню относятся разные классы неиндивидуализированной (часто и не человекообразной) нечисти, духов, животных, связанных со всем мифологическим пространством от дома до леса, болота и т.п.[4] Таким образом, сформировался некий «пантеон» богов, который оказал влияние на формирование видов помощи и взаимопомощи у древних славян.

Почитание богов тесно взаимосвязано с оформлением института праздников. Они являлись неотъемлемой частью быта в древнейшей общности.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Географическое положение и природные ресурсы
Ямало-Ненецкий автономный округ образован 10 декабря 1930 года. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера». В ...

Анализ деятельности центра народной культуры по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
Онгудайский район расположен в центральной части Республики Алтай, площадь 11745 кв.км. Район (аймак) образован в 1921 году. Разделен на 10 сельских муниципальных поселений, в 27 населенных пунктах проживает 15 777 тыс. человек. Этнически ...

Белев
В развитии Белева (Б.) сыграло значительную роль то, что он являтся самой крупной пристанью в верховья Оки. Через город шли значительные грузы. Грузооборот возрастл вплоть до 70 годов 19 века. В 1872 г. и 1902 г. в Б. открылись 2 учебных ...