Заключение

Выводы по работе можно сделать следующие:

1.Мотивация межнациональных конфликтов определяется их содержанием. Этнотерриториальные конфликты можно свести в две группы в зависимости от характера конфликтующих сторон. В первую группу можно отнести конфликты, возникшие между этносами внутри одного государства (межэтнические) или между различными государствами (межнациональные), при которых за государством признается право контролировать территорию. Вторую группу составляют конфликты, где государству в этом праве отказывает какая-либо часть населения. Эти конфликты, связанные с разделом территории самого государства по внутренним причинам, характеризуются как сепаратизм.

Движение за сецессию развивается по схеме этноконфликта любого типа: 1) актуализация этнической идентичности группы с опорой на активизацию исторического сознания этноса, что делается представителями гуманитарной интеллигенции; 2) формирование политической партии, (т.е. институционализация движения); 3) мобилизационная деятельность партии, направленная на расширение социальной базы сепаратизма; 4) превращение сепаратистских требований в психологическую установку, т.е. перевод этих требований на не рационализируемый эмоциональный уровень.

1990-е гг. ХХ в на Северном Кавказе были отмечены разными типами этнотерриториальных конфликтов. Два наиболее распространенных из них – межэтнический и сепаратистский - проявились в форме открытых вооруженных столкновений конфликтующих сторон. Осетино-ингушский межэтнический конфликт и сепаратистский конфликт, вызванный действиями чеченских оппозиционеров, при всех отличиях в целях конфликтующих сторон, содержании и этапах их развертывания, дали развитие сходной тенденции – формированию этнократической организации власти авторитарного типа.

2.Существенно иначе выступает мотивация этностатусных конфликтов. Это борьба за передел собственности или государственных должностей, но не территории. Межэтническая конкуренция за статусные позиции проявилась в первую очередь в стремлении присвоить иное физическое пространство (миграция горцев на равнины стала динамичным процессом во всех республиках), контроль за которым позволяет изменить позиции в сфере экономики и политики. Параллельно с этим наблюдается тенденция закрепления доминирующих позиций в поле политики, заданными параметрами функционирования которой стали принципы плебисцитарной демократии. Численное доминирование титульного этноса приводит к тому, что демократический режим обеспечивает реализацию его интересов. А сам доминирующий этнос тяготеет к максимальному увеличению своих властных позиций, т.е. к утверждению этногосударственности. Тенденция к разрешению этностатусных конфликтов по такой модели в разной степени прослеживается во всех республиках Северного Кавказа за исключением Дагестана и Карачаево-Черкесии, где политическая система сознательно обеспечивает паритетное национальное представительство. Даже при отказе от прежнего принципа формирования Народного Собрания Республики Дагестан фактически сохраняется межнациональный паритет.

на Allbest.ru

[1] Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов-н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. - С.141

[2] Крылов А. Б. Сепаратизм. М.: Знание (Серия «У политической карты мира», № 8), 1990 – С.22

[3] Ляпунов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2000. - С.198

[4] [4] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. Ч.2. С.100

[5] Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С.440.

[6] Рябцев В.Н., Сафарян С.М. «Карабахский узел»: этнонациональный конфликт в аспекте региональной геополитики. Ростов н/Д., 1996. С.70.

[7] Агаев А. Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала. 1995 – С.134

[8] Дагестан: этнополитический портрет Очерки. Документы. Хроника Этнополитические организации и объединения. М., 1993. Т.III. С.51.

[9] Гаман-Голутвинова О.М. Политические элиты России. Вехи исторической эволюции. М., 1998. С.346.

[10] Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть.// Бурдье П. Начала. М., 1994. С.191.

[11] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. Ч.2. С.112.

[12] Лейпхарт А.Демократия в многосоставнызх обществах. Сравнительное исследование. М., 1997.

[13] Булатов Б. Б. Из истории социально-экономического развития Дагестана в конце XIX – середине XX вв. Махачкала, ДГУ, 2003 – С.146

[14] Лурье С. В. Этносоциология. М.: ИНФРА-М, 2002 – С.111-112

Популярные материалы:

1600 - 1700 года
Уже в 1646 году в Самаре насчитывался 137 дворов и 356 жителей мужского пола, без учёта гарнизона. Самара медленно росла. В то же время произошло серьёзное гидрологическое изменение. Сильное весенние половодье промыло выход к южному склон ...

Рождение Иоанна Крестителя в день летнего солнцестояния
Следующий период, который мы бы хотели рассмотреть: принятие христианства, коренным образом, изменившее русскую культуру и быт. Свержение языческих идолов и стремление церкви объединить народы под одним богом со временем разрушили традици ...

Венев
Наболее ранним упоминанием Веневе (в,) относят к середине 90 годов 19 века. Венев-Никольская обитель, больше известная под названием Венев-монастырь, впервые упоминается в летописях нач. XV в. Здесь нашли успокоение заточенные в монастыр ...