Свидетельства археологии об общественном строе древних славян
Как полагают археологи, протославянскими племенами были древнейшие племена – носители археологической культуры так называемой шнуровой керамики. Они занимались земледелием и скотоводством и в середине III – II тысячелетий до н. э. селились на обширных пространствах между течением Днепра на востоке, Карпатами на юге, Одрой на западе и Балтийским морем на севере. Во второй половине I тысячелетия до н. э. и в первой половине I тысячелетия н. э. в лесостепной зоне этой территории жили племена, известные по культуре полей погребения. Они, как правило, сжигали покойников и прах хоронили в земле в особых глиняных сосудах – Урнах на кладбищах. Они жили общинным строем, в первой половине I тысячелетия н. э. уже знали плужное земледелие и гончарный круг (черняховская культура), что свидетельствует, с одной стороны, о начавшемся отделении ремесла от земледелия а с другой – о начале разложения родо-племенного строя. Археологи считают их ранними славянскими племенами.[19]
Устоявшееся мнение о примитивности экономической и общественной жизни древних славян в значительной степени опровергается результатами современных археологических исследований. Так, для жизни славян весьма характерна постройка общей оборонительной линии, известной под именем "Змиевых валов" и охватывающей все Среднее Приднепровье. О существовании этих валов во II – IV веках говорят, в частности, два факта: отсутствие в то время самостоятельных оборонительных укреплений у всех сел и находка клада римских монет в насыпи одного из валов. Сооружение большей общей оборонительной линии может свидетельствовать о появлении государственного начала.
Популярные материалы:
Озеро Кочешковское
Государственным памятником природы является озеро Кочешковское. Располагается оно в 2 км. от Арьи, имеет почти округлую форму и глубину до 10 м. Впервые упоминается в переписи 1923 года. Красота этого озера неописуема. Каждый год оно освя ...
Особенности национального характера финнов
При нарастающей в современном мире интенсификации международных связей, развитии интеграционных процессов происходят взаимопроникновение национальных культур, их адаптация. Это выражается и в универсализации этических, поведенческих норм ...
Атаманы Кубанского казачьего войска
Кто, откуда вы, люди вольные,
Люди гордые - казаки,
В эти степи пришли раздольные
С моря, с суши или с реки?
Время стелет дороги торные,
Кем покинуты стремена?
Но казачество нам оставило
Для истории имена .
Люди сильные и горячие, ...