Керамическое производство
Глиняная посуда относится к числу самых информативных изделий древних обществ. Она встречается практически на каждом древнем памятнике. Глиняные изделия после обжига могут тысячелетиями находиться в земле и хранить информацию о навыках и приемах ее изготовления. Как правило, керамика представляет собой самый массовый археологический материал. Если исходить лишь из формы сосудов, то можно определить и эпоху их существования, и принадлежность к определенному кругу археологических культур. Своеобразие формам древних сосудов придает ручной способ их изготовления. Другим культуроопределяющим признаком является орнамент глиняной посуды. Отдельные элементы могут повторяться на разных сосудах, но одна и та же композиция, как правило, не встречается дважды.
Посуда петровской группы оригинальна и отличается удивительным единообразием на всей огромной территории степной и лесостепной полосы Урала. Специфика петровской посуды в острореберных горшках с довольно приземистыми пропорциями, широких горловинах и узких днищах. Шейки сосудов невысокие, обычно это просто оттянутый верхний край горловины, имеющий плоский срез, обращенный наружу. К ним тяготеет группа горшков таких же пропорций, но с несколько сглаженными ребрами. Орнаментальные композиции включают небольшое число элементов. Это крупные заштрихованные треугольники, волнистые линии желобков, зигзаг, ногтевые защипы, ямочные вдавления. Орнамент занимает верхнюю часть тулова, иногда - зону у дна. В ранних комплексах часто встречаются сосуды, полностью покрытые рисунком, включая днище. Последние украшали прямыми или волнистыми линиями, ромбической сеткой, спиралью, свастическими узорами или линиями ямок. Оригинальность посуде придают композиции из вписанных друг в друга треугольников, зигзагов, разделенных вертикальными линиями, которые образуют своеобразные "древа", а также ряд элементов, связанных с техническими приемами керамического производства - отпечатками тканей, примесью в глиняном тесте раковины и слюды. Рисунки, в основном, выполнены прочерченной техникой плоского штампа, реже встречаются ямочные вдавления, крупная гребенка и оттиски веревочки. На поздних этапах развития культуры в орнаментации формировалась зональность, начали исчезать узоры на днищах сосудов, увеличилась роль геометрических рисунков: треугольников, ромбов, ступенчатых узоров. Алакульская группа керамики характеризуется сосудами горшечной формы с уступчиком, четко отделяющим шейку от тулова. Некоторые горшки имеют небольшой выступ, проходящий по середине шейки, в результате чего ее профиль состоит как бы из двух дуг. В алакульские комплексы входит многочисленная посуда баночной формы, редко встречаются острореберные сосуды. Технология отличается высоким уровнем, стенки сосудов тонкие (5-8 мм), тщательно обожжены; для примеси использовался мелкий песок и шамот. Орнамент наносили в трех зонах – по шейке, плечикам и у дна. В нижней части шейки сохраняли неорнаментированную полосу. Самыми распространенными элементами узора являются горизонтальные линии и зигзаг. Из геометрических рисунков наиболее часто встречаются равнобедренные треугольники, заштрихованные наклонными линиями, ступенчатые узоры, ромбы. Сосуды баночной формы памятников Южного Урала в массе украшены оттисками шагающего штампа. На алакульские сосуды орнамент наносили в основном с помощью гребенчатого и плоского штампов с некоторым преобладанием последнего. Развитие алакульской посуды во всех районах распространения культуры шло в одном направлении. Исчезли острореберные сосуды, резкие уступчики на плечиках постепенно сгладились, шейки стали высокими и прямыми, конические тулова уступили место более плавной усложненной профилировке придонной части. Диаметр днища стал меньше при неизменно широкой горловине. В целом, поздние алакульские сосуды приобрели более стройную вытянутую форму, на плечиках и верхней части тулова появились простые меандры, увеличилось количество рисунков, нанесенных оттисками мелкого гребенчатого штампа. Федоровская подгруппа представлена классическими андроновскими сосудами горшечных форм с плавной профилировкой тулова, относительно узкими днищами и четко выраженными шейками. Сосуды, как правило, тонкостенные, поверхность тщательно обработана, встречается лощение. Орнамент сплошным полем покрывает шейку и верхнюю часть тулова. Зональность подчеркивается только с помощью композиционного построения рисунка. Главная черта орнаментации - ярко выраженный геометризм. Наиболее характерные элементы - косые и равнобедренные треугольники, сложные меандровые рисунки, ступенчатые флажковые композиции. Наряду с геометрическими рисунками сосуды покрывали лентами наклонных линий, горизонтальными елочками и росчерками желобков. По-видимому, в федоровское время начинается выработка новых канонов в форме и орнаментации керамики. Но эти каноны еще не оформились, и население находится еще под обаянием алакульских традиций. Алексеевская группа керамики отличается устойчивыми традициями по всему Уральскому региону. Она темного цвета; глиняное тесто, из которого ее изготавливали, содержало песок и шамот. Сосуды в большинстве случаев имеют довольно высокие пропорции, широкую горловину, невысокую шейку, умеренно раздутое тулово и небольшое днище. Впервые в комплексах эпохи бронзы появились узкогорлые сосуды. Зафиксировано два десятка элементов узора, наиболее распространенными являются насечки, елочки и узоры из крестообразно поставленных линий. Довольно часто в оформлении декора встречаются ямочные вдавления, линии. Геометрические узоры - треугольники, ромбы составляют 1-3% орнаментики. В композиционном отношении орнаментация простая и довольно бедная. Валик - ведущий признак керамики алексеевской группы - оформляет от 10 до 30% сосудов. Обычно он сформован в процессе изготовления сосуда, реже бывает налепным. Традиционно валик размещен на месте перехода от шейки к тулову, чаще всего он сплошной, а когда разорван, его концы оформлены шишечками или опущены вниз в виде "усов". Валик покрыт полоской орнамента, причем, для бедно орнаментированных сосудов узор по валику является единственным украшением. Общая тенденция в развитии алексеевской керамики связана с обеднением орнаментации и широким распространением простейших узоров. На южноуральских поселениях обнаружены фрагменты керамики с текстильными отпечатками, как только с наружной стороны, так и с обеих сторон. Сосуды, имеющие отпечатки с наружной и внутренней сторон изготавливались уже на болванке, обтянутой мокрой тканью. Болванкой мог служить перевернутый кверху дном сосуд. На эту основу накладывались лоскуты глины и равнялись лощилом. Таким образом формировался сосуд только до уровня плечиков. Тканевая основа служила для более легкого снятия нового полого тела с сосуда-болванки. Наружные отпечатки текстиля на таких сосудах носили уже не технологический, а чисто декоративный характер. Подводя итог обзора керамического производства эпохи бронзы на территории Южного Урала, можно увидеть, что оно не стояло на месте. Изменялись формы сосудов, технология их изготовления, рецепты формовочных масс, способы, содержание и стиль орнаментации, способы обработки поверхностей.
Популярные материалы:
Песенная традиция терских казаков в Дагестане
В Дагестане в силу многих объективных причин сложилась неоднородная многослойная фольклорная культура, которая представляет собой «мозайку» локальных традиций. Среди них, наиболее крупные и яркие фольклорные традиции, которые определяют л ...
Коренные
жители Причулымья
Чулымские тюрки являются одним из самых небольших по численности коренных народов Западной Сибири. Предки их издавна обитали по обоим берегам Чулыма, от его низовий до Ачинского острога (ныне город Ачинск). Близкие им в языковом и этничес ...
Лесопильный завод (лесокомбинат)
В 1950 году в посёлке начал работу лесопильный завод (лесокомбинат). По узкоколейной железной дороге подвозили лес для лесозавода. До 1958 года предприятие выпускало древесину трех ассортиментов, а к середине 70х около 80. Вывозка древеси ...