Становление культа Сяо

Страница 3

Эпоха Чжоу просуществовала сравнительно долго – не менее трех столетий. К VII в. до н.э. на территории Великой Китайской равнины существовали многочисленные царства, которыми управляли в основном ближайшие родственники первых чжоуских царей. Этот период китайской истории получил название эпохи Разделенных царств, а в 481 г. до н.э. ее сменила эпоха Борющихся царств. Столь точная дата связана с тем, что 481 годом заканчивается древнейшая китайская летопись "Весны и осени", повествующая о легендарных событиях незапамятных времен, и от окончания этой летописи и принято отсчитывать фактическую историю Китая.

Что же касается непосредственно культа предков, то сокрушив шанцев, чжанцы переняли у них среди прочего и его. Их собственное почтение к предкам, в частности, к легендарным правителям из дома Чжоу, начиная с Хоуцзи, не выражалось в яркой и заметной форме религиозного культа. Но переняв практику культа от шанцев, чжоусцы трансформировали его. Они стали поклоняться Высшему Шанди, перевоплотившемуся в эквивалент Великого неба. Вместе с тем, они заметно усилили ритуально-религиозное звучание культа непосредственных, близких предков, в первую очередь, предков правящего дома.

Казалось бы из всего вышеизложенного, достоверность существования культа предков не ставится под сомнение. И, с одной стороны, источники утверждают незыблемость норм культа и приводят огромное количество рассуждений и назидательных примеров его процветания. Однако, с другой стороны, в них постоянно ведется речь о борьбе за трон, что на деле неминуемо вело к ослаблению семейно-клановых взаимных обязательств и пиетета по отношению к старшим родственникам, начиная с отцов, которых нередко уничтожали сыновья, благополучно занимавшие их место.12 Видимо в реальности имело место и то и другое. А по мнению археологов, относившиеся к началу III тыс. до н.э. захоронения в Большане, в восточной части провинции Ганьгу, свидетельствуют о том, что у китайцев существовал культ предков.13 Независимо от того, принимаем мы эту гипотезу или нет, несомненным остается тот факт, что в период образования императорских династий сыновняя почтительность была краеугольным понятием китайской религии. Поклонение великому божеству выражалось, по сути дела, в поклонении предкам императоров, которые являлись как бы "посредниками" (пэй) при обращении к божеству. Ритуал сопровождался жертвоприношениями, песнями, танцами, обильными возлияниями. Вот как в древней "Книге песен" (Шицзин, XI-VI века до н.э.) описана величественная церемония:

"Вот подходят – плавно,

Приблизились вот чинно-чинно…

Помогают – да – владыки и правители…

Сын Неба величественно-великолепен.

…Всесторонний, мудрый – да – ты человек,

Просвещенный, воинственный – да – ты государь!

Покой твой до самого Августейшего Неба!

Ты мог дать счастье своему потомку!

Ты закрепил за мной длиннобровое долголетие

Ты умиротворил меня обильною благостыней!

И когда я чту Великолепного Предка,

То чту и Просвещенную Мать!

Сыновний свой долг, как и надо, свершил ты сполна.

Сын за сынами, за внуками внуки подряд,

Твои приношенья своими надолго продлят."14

культ предок сяо траур

Более или менее очевидно, что в этих архаичных песнопениях описан обряд принесения жертвы предку, согласно комментаторской традиции – первым государем династии Чжоу, У-ваном, своему отцу, Вэнь-вану (Просвещенному). В церемонии участвуют вассальные правители. "…Сын Неба возносит молитву к духу покойного родителя, прося его принять от него жертву, насладиться ею и дать этим покой сердцу сына. Затем он поет гимн доблестной личности отца, создавшей на земле мир и на небе тихую радость, а в потомстве – полное преуспеяние в основном доме. Наконец, засвидетельствовав благостыню, которою пользуется приносящий жертву сын, он чтит при этом и свою мать, достойную супругу достойного князя".15

Заметим, что в случаях, когда обряд отправлял не государь, как описано выше, в непосредственный контакт с предками рода мог вступать только старейшина – старший по возрасту член клана. Иными словами, уже в глубокой древности общественным уважением пользовались не только умершие, но и старшие из живых. Да и умершие, строго говоря, считались не вполне мертвыми, поскольку оказывали едва ли не решающее влияние на жизнь потомков. Итак, подводя итог, можно сказать, что культ предков восходит к истокам религиозных представлений любого народа, но только в Китае и в среде его традиционного влияния остается сердцевиной духовной жизни по настоящее время.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Казачество Юга России как общинная территориальная самоорганизация
Казачество в России имеет будущее именно как союз низовой общинной территориальной самоорганизации духовно свободных людей. Но при этом неизбежны и полемика, и борьба взглядов. Но эта полемика не должна становиться деструктивной и приводи ...

Общественный строй
В 5 в. до н. э. у скифов еще были сильны родовые связи. Основой общества были гиппотоксоты — свободные конные лучники, жившие большими патриархальными семьями. Знаками глав больших семей служили бронзовые молоточки. При погребении их вкла ...

Глобальные демографические и экономические процессы. Россия и Кузбасс
В третьем тысячелетии Россия находится на начальном этапе глобальных социальных изменений. Экономика нашего ре­гиона связана тысячами нитей с экономикой не только сопре­дельных областей, стран СНГ, но и десятков зарубежных стран. Эта связ ...