Становление культа Сяо

Страница 1

"Если спрятать лодку в бухте, а холм в озере, скажут, что они в сохранности, но в полночь силач унесет все на спине, а невежда ничего не будет знать. В каком бы подходящем месте ни спрятать большое или малое, он все же исчезнет. Вот если спрятать Поднебесную в Поднебесной, ей некуда будет исчезнуть, таков общий закон для всех вещей".1

Китай на протяжении тысячелетий успешно выполнял этот завет своего великого философа Чжуанцзы: страна замыкалась в себе и на себя, оставаясь загадкой для остального мира. Европейцы воспринимали Китай наряду с Индией и, позднее, с Японией, как страну экзотических диковинок; непривычным и непостижимым казалось все – от языка и веры до придворного этикета и правил поведения в обществе. Так, первый европеец в Китае Марко Поло писал, поражаясь "варварским нравам" китайцев: "Эти народы идолопоклонники, а что до их богов, то у каждого высоко на стене его комнаты прибита табличка, на которой написано имя, обозначающее Всевышнего, Небесного Бога; ей они ккаждый день поклоняются с кадилом фимиама следующим образом: поднимают руки вверх и трижды скрежещут зубами, чтобы Бог дал им хороший ум и здоровье, а другого у них не просят. Ниже, на полу, стоит изображение, это бог земных вещей, рождающихся по всей земле. Ему они придают жену и детей и поклоняются ему таким же образом с кадилом, скрежеща зубами, и поднимают руки; у него просят благоприятной погоды, земных плодов, сыновей и подобных благ. Душу они считают бесмертной в том смысле, что тотчас после смерти человека она переходит в другое тело;смотря по тому жил ли человек хорошо или дурно, душа переходит от хорошего к лучшему или от дурного к худшему. Если это был бедный человек и вел себя при жизни хорошо и скромно, то он после смерти возродится от дворянки и сам будет дворянином; потом он родится от государыни и будет государем; поднимаясь все выше и выше, он, наконец, доходит до Бога. Если же он вел себя дурно, то он, если был сыном дворянина, возрождается как сын крестьянина, потом возрождается собаклй и спускается к все более презренной жизни. Они говорят цветистым языком; приветствуют друг друга вежливо, с веселым и радостным видом; держат себя с достоинством и едят очень чисто. Отцу и матери оказывают большой почет; если же случится, что какой-нибудь сын оскорбит родителей или не поможет им в случае нужды, то есть особеннное присутсвенное место, у которого нет другого дела, как наказывать неблагодарных сыновей, оказавшихся виновными в каком-нибудь неблагодарном поступке по отношению к родителям".2

Китайцы огромное значение придавали своему происхождению. Существовалдо несколько версий о том, кто является их прародителями. Согласно одной из них, это были первопредки Фуси и Нюйва, которым наследовал первый земледелец Шеньгун, а ему – основатель китайского государства Хуанди, "желтый предок".3 В трактате "Хуайнаньцзы" приводится версия мифа о сотворении людей: "Хуанди создал мужские и женские органы, Шаньянь содал уши и глаза, Санлинь создал руки, и стали возможны семьдесят превращений Нюйва". В другом трактате "Толкование обрядов и обычаев" богиня Нюйва прямо называется создательницей людей. Её изображение постоянно встречается на каменных барельефах в погребениях в виде змеи с женской головой. Древний миф гласит: "Простой народ говорит, что, когда небо и земля только что отделились друг от друга, еще не было людей. Нюйва взяла желтую землю и стала лепить. Но силы у нее истощились, и не хватило времени. Тогда она стала делать людей, водя веревкой по простой глине. Богатые, знатные и ученые – это люди, вылепленные из желтой земли, а бедные, подлые и неучи – сделанные веревкой (из простой глины )".4

Одним из древнейших представлений является легенда о том, что человеческий род – прямые потомки Нюйвы и Фуси, которые сочетались браком и породили первых людей.5

Из всего изложенного можно сделать вывод о том, что образ Нюйвы и связанные с ним мифологические сюжеты заставляют видеть в этом персонаже древнюю богиню плодородия, богиню-мать, подобную античным Рее и Кибеле.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина
Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина. Пушкинская лира звучала – нежно, призывно, чарующе – на Руси святой. Псковские пущи, Михайловские перелески, подмосковные боры, болдинские рощи, тамбовские урочища, липецкие сосняки, ...

Неоклассика, национальная романтика и “новая архитектура”.
Совершенно отдельным стилем на протяжении всего 20 века был стиль неоклассики,национальной романтики и “новой архитектуры”.По своему назначению эти стили часто использовались для строительства присутственных зданий.Это культовые сооружени ...

День оленевода
День оленевода- одна из главных примет ямальской весны, с его катаниями на оленьих упряжках и состязаниях в национальных видах спорта. В Салехард, Новый Уренгой, Надым, Тарко-Сале, Яр-Сале, Аксарку, Тазовский съезжаются семьи коренных жит ...