Становление культа Сяо

Страница 2

"Материнские" качества Нюйва по отношению к мирозданию в целом и людям в частности подтверждаются сообщениями о почитании этой богини как Великой свахи и учредительницы и покровительницы брачных союзов – Гао-мэй: "Нюйва принесла жертвы с молениями богу и превратилась в сваху… Её сделали богиней-свахой, учредили ей жертвоприношения… Отдельные черты Нюйва дают в своей совокупности комплекс, характерный для образа древней матери-прародительницы – божества плодородия в той его стадии, когда культ предков сливался еще с культом природы…".6 Дошедшие до нас версии мифов о Нюйва совмещают в себе различные исторические напластования и свидетельствуют о том, что в устной традиции существовали различные варианты сюжетов об этой богине. Но, изменяясь и варьируясь, космологические темы продолжают группироваться вокруг Нюйва – одной из крупнейших фигур космогонических мифов древнего Китая. Позднее культ Нюйва был оттеснен в историческое время на задний план и подчинен культу Фуси, а затем и вовсе предан забвению.

Данные мифы свидетельствуют о важности культа предков в Чжоуском Китае и в последующие периоды. Если проследить его эволюцию, то своими корнями эта традиция уходит глубоко в древность, в эпоху Шан-Инь (17 – 11 вв. до н.э.).7 Культура ее принадлежала к бронзовому веку. Именно в шаниньском Китае начал складываться культ предков, игравший огромную роль, и оказавший столь значительное влияние на китайскую культуру, о чем, в частности, наиболее наглядно свидетельствуют сотни тысяч записей на гадательных костях. Более того, в шанское время этот культ был эквивалентом религии, даже религией в определенном смысле этого слова – религией знати, родовой аристократии из правящего дома Шан, веривших, что их непосредственные предки, предшественники Шан-ди, из потустороннего мира оказывают им всегда активное содействие.8 Отечественный синолог В.В.Малявин дает следующую оценку шанского общества: "Связь живых с умершими родичами была стержнем всего общественного уклада шанцев… Для людей этой эпохи мир мертвых был устроен точно так же, как мир живых…, положение в нем каждого усопшего предка определялось его местом на родовом древе. Существовал Верховный предок Шанди, который в силу своей отдаленности от мира живых почти не вмешивался в людские дела. Была еще категория старших людей-предков, уже лишившихся имени и в религии шанцев имевших, скорее, лишь символическое значение. Вместе с тем, иньская религия предполагала экстатическое общение живых с умершими, тесно связанное с оргиастическими празднествами и человеческими жертвоприношениями".9

Но все имеющиеся доказательства существования культа принадлежат лишь богатой, знатной части общества. Что же касается простолюдинов, то о культе предков среди них ничего не известно, и вполне вероятно, что такового не было. В лучшем случае некоторые из них могли принимать участие в торжественных жертвоприношениях в честь предков – ди, которые, в общем-то, считались их отдаленными родственниками, если иметь ввиду их кровное родство в рамках этнически гомогенного коллектива шанцев. Впрочем, в реальности он едва ли был абсолютно гомогенным, ибо формировался из различных этнических компонентов, о чем свидетельствует гетерогенность истоков материальной и духовной культуры аньянских шанцев.

В 1027 году до н.э. царство Шан-Инь пало под натиском племени Чжоу, западного соседа шанцев. Царь побежденных – "иньский Цзе" или "тиран Цзе" - покончил с собой, и к власти пришла династия Чжоу. Верховный правитель чжоусцев именовался "Сыном неба" (тяньцзы). Этот титул китайские императоры сохраняли за собой вплоть до 1912 года, когда отрекся от престола Пу И, последний император династии Цинн.10 В эпоху Чжоу произошло событие, имевшее определяющее значение для китайской культуры: чжоусцы отказались от человеческих жертвоприношений и оргиастических культов и провозгласили основной доблестью человека его добродетель. Как определяет В.В.Малявин, "вообще династию Чжоу можно считать основополагающей китайской цивилизации: именно при ней сложились основные государственные институты и нравственные ценности, определившие лицо китайской империи и китайской культуры".11

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Туристический маршрут Касимов-Гусь Железный
Туристический маршрут Касимов-Гусь Железный мещёра туристический маршрут касимов Добрый день дамы и господа мы рады приветствовать вас на нашем экскурсионном автобусе по маршруру Касимов Гусь-Железный. КАСИМОВ Начнем нашу экскурсию с ...

Истоки традиций помощи и взаимопомощи у древних славян
Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и так далее. Выделяются следующие основные фо ...

Эффективность реализации социально-культурной программы по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
Праздник "Чага-Байрам". Среди многочисленных обрядов алтайского народа существует особый обряд, посвященный целебным источникам. Обряды, посвященные целебным источникам аржан суу, можно разделить на три этапа: подготовительный, ...