Заключение

Страница 1
В XVIII - XIX в. старообрядчество Нижегородского Поволжья представляет собой особую конфессиональную группу русских изучаемого региона. Сохранение старообрядчеством традиционной культуры стало возможным в условиях постоянного воздействия как минимум двух внешних факторов. Во-первых, оппозиционное положение старообрядчества по отношению к официальной церкви, неполноправное юридическое положение поставило старообрядчество под угрозу преследования со стороны государственной власти по религиозным мотивам. И, во-вторых, существование в условиях достаточно однородного (русские, православные) многочисленного окружения создавало опасность растворения в результате неизбежных хозяйственных, общественных и родственных контактов. Таким образом, старообрядчество оказалось вынуждено выработать особые механизмы сохранения и передачи последующим поколениям основ дониконовской культуры. Традиционализм, консерватизм, присущие старообрядчеству, а также конфессиональные особенности, с одной стороны, и гибкость в восприятии изменяющихся условий существования, поиск компромиссных форм взаимодействия с государством, включенность старообрядчества в активную экономическую деятельность, с другой, сделали возможным решение данной задачи.Причины, поддерживавшие старообрядчество, были следующие: одна из важнейших - приверженность к старообрядчеству богатых людей, оказывавших ему постоянное покровительство, ограждавших его от повышенного внимания местного духовенства и дававших средства от преследований полиции. Таких людей, как в самой Нижегородской губернии, так и за ее пределами у староверов было в большом количестве. Достаточно вспомнить о многочисленных благотворительных деятелях Нижегородской губернии. Ведь, благотворительность в старообрядческой среде всегда считалась обязательной, капитал не рассматривался как средство для устроения роскошной жизни или как самоцель, но как то, что дано Богом и потому должно служить людям. Другой причиной было наличие значительного количества старообрядческих книг и древних рукописей, распространенных между жителями всей губернии. Также старообрядчество поддерживалось отдаленностью селений от центра и трудностью сообщений. К тому же способствовали внутренние и внешние взаимоотношения местных староверов со своими единоверцами и покровителями в Санкт-Петербурге, Москве и других местах.Основным институтом, способствующим сохранению «старой веры», стала религиозная община, которая обеспечивала возможность объединения старообрядцев, принадлежащих к одному толку в данной местности и отправления религиозного культа. Главными принципами построения и организации старообрядческих религиозных общин можно назвать прочную связь между отдельными общинами одного толка, их тесное взаимодействие, признание над собой главенства наиболее авторитетного центра и подчинение ему. Центрами религиозных общин старообрядчества Верхнего Поволжья конца XVIII - начала XX в. были скиты и молельни. Подобная организация по своей структуре во многом напоминала православный приход. Большую роль, как в организации религиозной общины, так и в ее функционировании, сыграло старообрядческое духовенство, причем независимо от статуса в религиозной иерархии. Деятельность религиозных общин старообрядчества не была замкнута исключительно рамками своей конфессиональной общности. Отправление службы, осуществление религиозных треб, обучение грамоте, особенно развитая экономическая деятельность привлекали сюда и приверженцев РПЦ. Факты массовых переходов были отмечены в XVIII - XIX в., что связано с развитием веротерпимости России в целом и поэтапной легализацией старообрядчества. Этот процесс представлял собой не увеличение раскола как такового, а выход его наружу: значительную долю приверженцев «старой веры» в Нижегородской губернии составляли так называемые «тайные раскольники», скрывающие свою истинную религиозную принадлежность. Стремление старообрядчества к полной бытовой и общественной изоляции от окружающего населения на практике оказалось неисполнимо. В изучаемом регионе в качестве знаковых средств, выделяющих старообрядчество из среды приверженцев «официального» православия, стали бытовые и религиозные особенности. Однако, к началу XIX в. консервативность старообрядческого быта начинает разрушаться, бытовые запреты и предписания выполняются уже не столь строго.
Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Культура жилища англичан
В Великобритании больше, чем в любой другой европейской стране, сохранилась приверженность к установившимся исстари традициям, быту, привычкам. Это сказывается на многих сторонах материальной и духовной культуры населения. Остается, напри ...

Минеральные ресурсы - Калининградская область
Основные природные ресурсы области: торф, каменная соль, бурый уголь, сырьевая база для промышленности строительных материалов (глина, нерудные строительные материалы, минеральные воды и лечебные грязи). Потребности внутреннего рынка в п ...

Организация и деятельность городского подполья
Война - это очень страшное событие, и наш город сполна ощутил это на себе. Уже через месяц после начала войны Гомель невозможно было узнать: горели дома и целые районы, каждые 30 минут над городом пролетали всё новые и новые самолёты. Гом ...