Из истории костюма кубанских казаков

Материалы » Из истории костюма кубанских казаков

Страница 7

Существуют прекрасные образцы народной вышивки, распространенной среди славянского населения кубанских станиц. Вышивкой украшались не только одежда, но предметы домашнего обихода: настольники, рушники для икон, фотографии, зеркала. В девичье приданое обязательно входили вещи, украшенные вышивкой: рубахи, подзоры, юбки-спидницы. По поверью, вышитые полотенца обладали магической способностью сохранять и оберегать от дурного глаза, болезней, способствовать благополучию, счастью и богатству.

Специальной свадебной одежды не было; шилась обычная одежда, но из лучших тканей. Казаки на свадьбу надевали казачью форму, казачки - праздничную "парочку", юбку и кофту светлых тонов с мелким рисунком или розовое, голубое, бежевое платье.

Свадебный костюм полагалось бережно хранить в сундуке: очень часто его использовали в качестве погребального костюма ("одежда на смерть"), а в случае надобности как средство лечебной магии. На Кубани существует поверье, что если завернуть в свадебное платье больного ребенка, он выздоровеет.

Большое значение в свадебном обряде славянского населения Кубани играло полотенце (рушник). Функции его разнообразны. Держась за полотенце, жених и невеста шли венчаться в церковь. На рушник ставили свадебный каравай. Полотенце служило подножником, который расстилали в церкви под ногами молодых. Полотенцами перевязывались различные свадебные чины (сваты, дружок, дружка). Почти все свадебные полотенца богато украшены на концах кружевом ручного плетения.

Старые казаки носят сегодня современную одежду, но многие из них до сих пор хранят в старых комодах домотканые рубахи, подаренные им невестами в день свадьбы. Такая рубашка на первый взгляд незавидная: пепельного цвета, с вышитым на груди красным орнаментом, уже потерлась с внутренней стороны на воротнике; её уже не носят, но берегут, как память, как воспоминание. И ведь есть что беречь: она выткана в полном смысле слова по ниточке на домашнем ткацком станке руками любимого человека! Воздействие народного костюма так велико, что человек, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не может оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Популярные материалы:

Археологические свидетельства использования огня на Троицком могильнике
В погребальном обряде мохэ существуют три основных способа захоронения: вторичный захоронения, первичные и обряд кремации. Все три способа существовал одновременно. В целом, по подсчетам исследователя Д.П. Болотина, обряд кремации занимае ...

Хозяйственно-культурная характеристика
Экономика Эстонии Эстония – индустриально-аграрная страна. На сегодняшний день национальная экономика базируется на транзите, обслуживании финансовых потоков и туризме. Наиболее важный природный минеральный ресурс Эстонии – горючие сланц ...

Вышивка семейских Забайкалья
Вышивка была одним из основных элементов костюма семейских. Большой интерес для учащихся представляет традиционное искусство семейских: росписи, резьба, вышивка. Корни которого уходят в традицию северных, центральных областей России. Укр ...