Внешность раскольников

Страница 2

Отношение же к самим старообрядцам весьма спорно и неоднозначно: выражая интересы официальной церкви и государства, монастыри должны были выступать проводниками государственной политики в отношении "раскола". Но в монастырских вотчинах проживало немало старообрядцев. Так, власти Макарьевского Желтоводского монастыря в конце XVII – начале XVIII вв. неоднократно жаловались, что "в прошлых годех в государевых Заборовской и Коряковской волостях крестьяне-раскольники поселились в Нижегородском уезде в Закудемском стану в их монастырских вотчинах, лесах по реке по Керженцу и по Белбожу и по Моклодке и по иным речкам в их межах и гранях и урочищах насильно, и монастырские их леса пустошат, пашню и сенные покосы росчищают и починки себе строят и монастырскими их бортными деревьями завладели с пчелами больше пятисот деревень, и оттого их насильного владения монастырские их вотчинные леса и бортные ухожья разорены и запустошены без остатку". Но как землевладельцы монастыри были заинтересованы в хозяйственном освоении своих вотчинных земель, в притоке сюда новых рабочих рук и, соответственно, в получении новых доходов. Устраивая свои поселения на вотчинных землях того же Макарьевского монастыря, старообрядцы даже платили оброчные u1087 платежи монастырю. Это, безусловно, сказывалось на борьбе с "расколом" – власти монастырей были недовольны разорением старообрядческих скитов, следствием которого являлось уменьшение монастырских доходов. Так, в 1754 г., по объявлению обратившегося из "раскола" чернеца Леонтия в вотчину Макарьевского Желтоводского монастыря была направлена воинская команда для "сыску" старообрядческих скитов. Архимандрит монастыря Софроний выразил неудовольствие. В частности, он говорил Леонтию: "Напрасно де, отец Леонтий, на вотчины его наступаешь"[20].

Более того, монастырские власти защищали не только старообрядческие скиты и их обитателей, но покровительствовали и крестьянам-старообрядцам в своих вотчинных поселениях. Например, в 1726 г. архимандрит того же Макарьевского монастыря Филарет даже посадил на несколько дней на цепь священника Мирона Дементьева, отказавшегося венчать крестьянина с дочерью "раскольника".[21]

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Намус учит и наставляет
Намус учит, прежде всего, сохранению нравственных и гуманистических начал в отношениях между всеми дагестанскими народами и в отдельности каждого горца. Существовала масса выработанных правил и этических норм. Каким образом строить горцу ...

Отдел культуры
На территории муниципального образования Приморско-Ахтарского района расположено 41 учреждение культуры, в том числе: · районный дворец культуры - 1; · сельские дома культуры – 9; · cельские клубы – 11; · районный организационно-метод ...

Усилия для решения проблемы обеспечения продовольствием
В конце 60-х годов самой заветной мечтой голодных была "зеленая революция". Это движение было призвано помочь бедным странам накормить своих граждан путем выращивания новых высокоурожайных сортов пшеницы и риса при эффективном и ...