Внешность раскольников

Страница 1

Следует отметить, что по внешности даже можно было различить раскольников по их сектам. Последователи поповщины смотрят прямо, откинув голову назад. Принадлежащие к безпоповщине смотрят исподлобъя и взгляд их суровее. В лице молокана заметна какая-то отвага, а принадлежащий к сектам пророчествующим обращает на себя внимание бледным исхудалым лицом и тусклыми глазами, которые вспыхивают каким-то диким блеском.[14]

В одежде же раскольники почти не отличались от православных крестьян, но имелась большая разница в значении придаваемом одежде. Раскольники старались внести свои религиозные толкования в бытовые мелочи и в одежде что-то освященное и изменить ее считалось грехом. Например брить бороду считалось грехом (по понятиям раскольников – это значило портить образ Христов). Они говорят: « образ Божий в бороде, подобие в усах; без бороды и в рай не пускают». По другой раскольнической пословице – цельность бороды для них дороже самой жизни: «режь наши головы, не тронь наши бороды»[15]. Но боясь так за свою бороду, большая часть раскольников Нижегородской губернии выстригали у себя на голове макушку. Стричь макушку или гуменцо начинают они у мальчиков 7 лет, и обряд этот называют постригами.

Крестьяне-раскольники обычно носили зипуны, на голове малахай, шапку или валенную шляпу. Следует отметить, что в секте поповщинской любят носить красные и цветные рубахи и бывают в них даже на молитве. Филипповцы, федосеевцы и последователи других закоренелых сект безпоповщинских, избегают этого наряда. Раскольники не одевают платков на шее и не завязывают ворот у рубахи шнурками или тесемкой, у них принято носить рубахи-косоворотки, застегивающиеся сбоку на пуговицу или запанки. Перетолковывая по своему 20 стих 15 главы Деяний Апостольских, они утверждают, будто всякую петлю или удавку носить на шее запретил Апостол Петр. Женщины и девушки ходили непременно в сарафанах и головы покрывают платками в роспуск, а девушки сверх того носили широкий передник.

Среди более зажиточных раскольников были и те кто бороду подстригали и во фраках ходили, но на молитве всякий раскольник строго держался «уставной одежды». Следует отметить, что если зажиточные раскольники отступали от некоторых изложенных правил, но на молитве всякий раскольник строго держался «уставной одежды». «Щеголь из молодого поколения раскольников, утром одетый в модный фрак, завитой рукою немца – парикмахера, раздушенный французскими духами, повязанный модным галстуком, дома, особенно же на молитве – бывает совсем в другом виде: на нем тогда надет кафтан враспашку, а пояс на рубахе спущен ниже пупа, широкие штаны запущены в выростковые сапоги и на правой руке висит кожаная листовка. Иные женщины раскольницы, обыкновенно одевающиеся в модных платьях и шляпках, танцующие на балах, ходят на молитву не иначе, как в сарафанах и платках, надетых в роспуск».[16]

Но если раскольники жившие в больших городах не чуждались образованного общества, дозволяли себе такие отступления от уставной одежды, то в деревнях, где суеверие сильнее слилось с расколом, одежда могла быть причиной разделения одного толка на несколько согласий. Например, между раскольниками Спасова согласия, были разногласия: можно ли молиться в валенках. Одни носили сапоги другие, ссылаясь на Максима Грека, говорили, что носят сапоги только еретики. И все эти разногласия и споры ведутся между ними как о главнейших догматах веры, корили друг друга называя еретиками и не общались из-за этого «ни в молитве, ни в пище».[17]

Характеризуя старообрядца, нужно отметить присущее ему чувство собственного достоинства, умение независимо держаться с чиновником, почтительность и предупредительность в разговоре с нужным лицом. В отношениях со своими единомышленниками раскольник "прост, ласков, но всегда степенен. А в отношениях с православными горд, неприступен, а при случае и дерзок. Однако с подающими надежду на отпадение от церкви ласков и многоречив, а с теми кто имеет на них влияние угодлив и обязателен»[18]. Мельников-Печерский отмечает: «что лень столь свойственная русскому человеку, в раскольнике заметна несравненно меньше чем в православных крестьянах, он и не так беззаботен, как православный. Отступился он от исконно правила человека русского: авось, небось, да как-нибудь. От того-то раскольники почти все деятельны, а от деятельности и зажиточнее.»[19]

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Становление французской этнологии
Во Франции процесс становления этнологии также отмечен специфическим особенностями. Конец XVIII в. ознаменовался свержением старых порядков. На протяжении десятилетия не было стабильной власти, а в умах всех сословий росло убеждение о сво ...

Первые упоминания о казаках конец XV–первая половина XVII вв
С середины XV в. при описании боевых действий русских войск начинают упоминаться служилые казаки, составлявшие отряды пограничной стражи преимущественно из местного населения. В составе войска казачьи части появляются в середине XVI в. в ...

Структурализм
Зарождение структурализма произошло в рамках функционализма, и поэтому первая его форма получила название структурного функционализма. Как уже было отмечено, основоположником нового направления в этнологии стал английский ученый Альфред Р ...