Этнические и национальные культуры
Целесообразно различать культуру этноса и этническую культуру. Под культурой этноса мы понимаем всю совокупность культурного достояния присущую данному этносу в лице его отдельных представителей, локальных групп, этносоциальных организмов и т.д., независимо от того, имеют ли различные элементы и структуры этого достояния специфическую этническую окраску или же является этнически нейтральными
Культура этноса
, с одной стороны, обеспечивает его единство и стабильность как системы, его выживание, т.е. выполняет интегративную функцию. Но с другой стороны элементы этой культуры имеют и "вторую жизнь", так как выполняют
дифференцирующую функцию, противопоставляют один коллектив другому, становятся основой для различения "мы" и "они". Потребности дифференциации приводят к тому, что один из компонентов (язык, религия, художественная культура) выделяется в качестве основного этнического признака. Нередко такую роль выполняет язык. Однако иногда статус главного этнического признака приписывают религии. Например: сербы и хорваты говорят на одном языке и вся специфика их культурного развития и этнических различий выражена в принадлежности их к разным конфессиям: сербы - православные, хорваты - католики. Отсюда различия в бытовой культуре и обрядах.
Любой этнос создает собственную культуру, благодаря которой отличает себя от других этносов. При этом один из основополагающих этнических признаков выделяется в качестве системообразующего фактора, чтобы на основе социокультурной антитезы оформить самостоятельность этнической группы по отношению к другим. В дополнение к этому фактору культура этноса определяется особенностями психологии, проявляющимся в оттенках характера представителей данного этноса, специфике ценностных ориентиров, вкусов ит.д.
По своей роли и сущности культура этноса представляет собой историческую совокупность материальных, духовных, этнических, моральных и эстетических ценностей, созданных представителями данного этноса, а также ценностей, полученных в процессе взаимодействия с другими этносами. Высшее достижение культуры одного народа всегда становится достижением культуры других народов.
Оригинальную концепцию происхождения и развития этносов разработал Л.Н.Гумилев (1908 - 1992). Гумилев придерживается принципа культурного полицентризма, согласно которому кроме европейского в истории существовали и существуют иные центры развития. Его теория основана на двух базовых идеях: "этноса" и "пассионарности". Этнос - это любая историческая, национальная, родовая общность, имеющая свое начало и конец. Этнос, подобно человеку, рождается, мужает, стареет и умирает. Продолжительность этногенеза составляет примерно 1,5 тысячи лет.
Этнос в своем развитии проходит следующие фазы:
1) подъем пассионарности;
2) пассионарный перегрев;
3) медленный спад;
4) фаза надлома;
5) инерционный или цивилизационный период.
После этого этнос или распадается или сохраняется как реликт - состояние, в котором уже не ощутимо саморазвитие. Развитие этносов, по мнению Гумилева, определяется главным образом наличием в них особых людей - пассионариев, обладающих сверхэнергией, неукротимым стремлением к намеченной цели, людей страстных, энергичных, героев. Именно активностью и деятельностью пассионариев объясняются главные исторические события в жизни народов. Появление самих пассионариев зависит от космических факторов (солнечной активности, магнитного поля планеты). Могучий всплеск космической энергии, сконцентрированной в сравнительно небольшой земной области, формирует пассионарность этноса, способствует его высокой социальной активности на протяжении полутора тысячелетий. Таким образом, начало своего исторического пути этнос получает из космоса.
Популярные материалы:
Роль семьи в закреплении и передачи опыта
хозяйственной деятельности
В конце ХIХ – начале XX в. в ходе развития капитализма вглубь и вширь происходили значительные изменения в социально-экономических, демографических, природных условиях функционирования крестьянской семьи. Однако многое в средствах и спосо ...
Национальные праздники
Сурхарбан
Одним из наиболее распространенных летних праздников является Сурхарбан. Его называют эрын гурбан наадан (три игры мужей). Один раз в год в начале лета, когда вскрывались реки, зеленела трава, подрастал молодняк, скот нагуливал ...
Анализ деятельности центра народной культуры по
сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
Онгудайский район
расположен в центральной части Республики Алтай, площадь 11745 кв.км. Район (аймак) образован в 1921 году. Разделен на 10 сельских муниципальных поселений, в 27 населенных пунктах проживает 15 777 тыс. человек. Этнически ...