Дальневосточные музеи в 1930-е годы

Страница 1

Эти годы были чрезвычайно сложными для деятельности музеев, как центральных, так и местных. В период форсированного решения задач индустриализации и коллективизации сельского хозяйства важнейшими становились новые, связанные с производством естественно-исторические, историко-революционные музеи, а гуманитарные, искусствоведческие становились невостребованными, второстепенными. Художественные музеи с момента перестройки их работы потеряли свою актуальность и ценность.

Все музеи страны были разделены на 3 категории: столиц союзных республик; крупных исторических городов; художественные отделы музеев других городов и территорий. Музеи Дальнего Востока, в т.ч. и Хабаровский краевой, были отнесены к третьей категории.

Начатая ещё в конце 1920-х гг. ликвидация музейного фонда Москвы и Ленинграда была активно продолжена после окончания работы Первого Всероссийского музейного Съезда. В это связи, летом 1931 г., Хабаровский краевой музей получил 5 вагонов произведений русских и зарубежных мастеров, в т.ч. экспонаты из Государственного Эрмитажа и других, - в общей сложности 1154 предмета. На базе поступлений коллекций из центра, а также на базе собраний картин дальневосточных художников Хабаровского краеведческого музея был создан в 1931 г. Дальневосточный художественный музей. Его директором стал делегат Первого Всероссийского музейного съезда, заведующий художественным отделом Хабаровского краевого музея П.М.Покровский.

Решения Первого Всероссийского съезда, а также последующие правительственные постановления не могли не отразиться на экспозиционной и научной деятельности краеведческих музеев, в т.ч. дальневосточных. 11 февраля 1936 г. заместителем Наркома по просвещению РСФСР Н.К.Крупской было утверждено «Типовое положение о местных музеях, краевых (областных) и районных, состоящих на местном бюджете». Положением регламентировалась вся деятельность местных музеев, определялись типовые задачи для всех. Музеи, теряя свою специфику, были ориентированы на выполнение политико-просветительских задач, предусмотренных положением.

Старые научные сотрудники не принимали новых направлений в экспозиционной работе. В число «проповедовавших» «враждебные теории» попали и бывший директор Хабаровского музея В.К.Арсеньев, скоропостижно скончавшийся в 1930 г., и ряд других краеведов и музейных работников.

В связи с партийными постановлениями был ликвидирован целый ряд отделов: археологии, этнографии, геологии и палеонтологии, ботаники, экономики. Взамен предлагались отделы: вводный, технико-экономический (состоящий из подотделов сельского хозяйства, заводов ДВК, транспорта, леса края и его эксплуатации, золота, рыбы, ископаемых края, стройматериалов), а также: отдел культуры и быта национальностей, антирелигиозный, политехнизации, промкооперации, культурного строительства, коммунального хозяйства.

Экспозицию предлагалось строить с большим использованием карт, диаграмм промфинплана, моделей машин, образцов пород, диаграмм культурного строительства и переустройства сел и городов (включая снос храмов), а также показывать ход коллективизации, плановость в колхозах, их механизацию, рост МТС.

Плану коренной перестройки экспозиций музея не суждено было сбыться по различным причинам. Прежде всего – по причине нежелания творческой интеллигенции выполнять абсурдные, с её точки зрения, предписания, но также по причине тяжелейшего финансового состояния музея в частности и основных городских предприятий вообще.

Но подобная перестройка музейной деятельности надолго превратила дальневосточные музеи в дополнительный инструмент идеологической, агитационной и политической работы партийных структур края.

Особенно негативно она сказалась на научных исследованиях и экспедиционной работе. Так, вся работа Владивостокского музея была подчинена задаче перестройки экспозиции, открытия новых отделов и учёта фондовых материалов в духе требований и решений Первого Всероссийского музейного съезда. Многие коллекции старых сборов (энтомологические, зоологические) нуждались в проверке, чистке и реставрации, а научная работа была представлена в форме развёртывания новой экспозиции, главным образом по отделу социалистического строительства. Происходило изживание музеев как хранилищ человеческой памяти.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Обводный канал
Самым протяженным каналом Санкт-Петербурга является Обводный канал, его длина – 8 км, глубина канала до 3 м.[8] В XIX веке граница Петербурга заканчивалась у Обводного канала, это был край города. С тех пор прошло очень много времени, гор ...

Традиционные верования манси и ханты
Верующие - формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов - покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология. Религиозные воззрения этноса, характерные для периода, ...

Традиции Турции
Традиционные формы общения между людьми коренятся в исламе. Религиозные формы приветствия, добрые пожелания и другие проявления подчеркнутой вежливости играют большую роль даже в городах. Турки отличаются обходительностью, готовностью пом ...