Строительство Томского острога

Материалы » Колонизация Причулымья в XVII-XVIII вв. » Строительство Томского острога

Страница 3

Только с увеличением численности Томского гарнизона стали возникать в Причулымье заимки казаков и служилых людей, посылаемых годовалыциками в Мелесский острог или объезжающих летом томские окрестности и живущих при татарских юртах для их охраны. Хлебом они обеспечивались плохо, что вынуждало их заводить свое хозяйство. Наличие свободных, пригодных к пахоте земель (еланей) привлекало во второй половине XVII в в Причулымье самых предприимчивых служилых и казаков, предпочитающих совмещать охрану границ уезда с земледельческими занятиями.

В 1652 г. на западном высоком берегу р. Яи в 12 верстах от ее устья конные казаки Дороховы основали заимку, ставшую первым постоянным поселением русских в Причулымье, в том числе и на территории Асиновского района. Вторым русским поселением на асиновской земле стала заимка конного казака Воронина, появившаяся также на берегу р. Яи, в двух верстах выше по течению от предыдущей в 1666 г. Образование этих населенных пунктов в XVII в. подтверждается и материалами «Чертежной книги», составленной первым историком Сибири С.У. Ремезовым в 1701 г. В 1703 г. на р. Яе при впадении в нее р. Латат появилось еще одно русское поселение – заимка двух томичей Жировых, одного посадского, а другого служилого человека.

Заимки, возникшие на свободных от промыслов коренных жителей землях, превратились впоследствии в деревни, названные по имени первооснователей. Эти три деревни зафиксированы первой подушной переписью 1720 г., а также в «Описании Томского уезда» Г.Ф. Миллера, который в составе Второй Камчатской экспедиции осенью 1734 г. путешествовал из Томска в Енисейск.

Небезопасна была жизнь первопоселенцев. С середины 1730-х гг. на территорию Причулымья стали претендовать джунгарские феодалы, особенно активизировавшие своп действия в начале XVIII в. Над русскими постоянно висела угроза кочевническою набега. В 1698 г., например, киргизы убили в русских селеньях Причулымья 14 человек, а одного, «поймав, ногами вверх привязали на дерево, распороли у него грудь и ругались всячески». В 1700 г. произошли новые опустошительные набеги киргизов на Чулымские поселения и Томск[59].

Кочевники появлялись преимущественно в страдную пору, и поэтому пахать, жать и косить первопоселенцы выходили с оружием в руках. В полной мере к ним относилось повеление Петра I от 1700 г для Тобольского уезда, чтобы «служилые всякого чину люди и крестьяне жили с опасением, чтобы не только у служилых, но и у крестьян пищали, копья и сайдаки были непременно», «а около слобод и деревень покопали бы рвы и около рвов учинили бы надолбы и всякие крепости и ставили бы караулы»[60]. Думается, названные деревни до определенного времени являлись в большей степени укрепленными, чем земледельческими, пунктами. Об этом косвенным образом свидетельствует хотя бы то, что соседние, расположенные вверх по р. Яе села Спасское и Бурнашево имели в 1706 г. даже 2 пушки и 64 мушкета.

Население асиновских деревень оставалось немногочисленным. По переписи 1720 г, казаки и казачьи дети составляли в Дороховой 9 дворов, в Ворониной – 1 двор, в Жировой – 4 двора. Кроме того, в Жировой существовал 1 двор посадского человека, а в Дороховой и Ворониной имелось соответственно 3 и 1 двор казачьих вдов[61]. Крестьянское население отсутствовало, правительство опасалось еще заводить в этих местах «государевы десятинные поля».

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Традиции и обряды казахского народа
Национальные традиции и обряды. Нация – это исторически сложившееся в одном регионе социально-этническое сообщество группы людей. До того как казахский народ, начиная с родоплеменного сообщества, достиг в 14 – 15 вв. ступени цельной народ ...

Население
После присоединения Западной Сибири к России территория Ямало-Ненецкого округа долгое время была краем почти безлюдным. В нем обитали лишь племена ненцев, селькупов, ханты. Они вели преимущественно кочевой образ жизни, занимались оленево ...

Венев
Наболее ранним упоминанием Веневе (в,) относят к середине 90 годов 19 века. Венев-Никольская обитель, больше известная под названием Венев-монастырь, впервые упоминается в летописях нач. XV в. Здесь нашли успокоение заточенные в монастыр ...