Строительство Томского острога

Материалы » Колонизация Причулымья в XVII-XVIII вв. » Строительство Томского острога

Страница 2

Примерном старорусского поселения, созданного при колонизации Причулымья, является село Корнилово.

Корниловская заимка на р. Ушайка возникла в процессе освоения земель Причулымья томскими казаками. Освоение Приобья и Причулымья объяснялось нехваткой хлеба в Томске, так как обозы из Московии приходили редко и не регулярно. Поэтому томские казаки самовольно распахивали по началу близлежащие, а затем и дальние земли, пригодные для возделывания зерновых культур[55].

В 1663 году отставной казак Степан Корнилов заимел (отсюда "заимка") приглянувшиеся ему земли в пойме р. Ушайка, в месте слияния ее с р. Каменкой.

Через год к нему переселяется его младший брат с семьей. Братья Корниловы обустраиваются, распахивают ближние елани. Томский воевода, заинтересованный в освоении новых земель и поставках своего сибирского хлеба узаконивает владения братьев.

Богатая Сибирская земля, политая потом казаков, не только позволяет Корнилову подняться на ноги, но и делает Степана зажиточным хозяином.

Основным занятием жителей было земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, лен, коноплю. Свежевспаханные земли давали неплохой урожай.

В целом по Семилуженскому стану, в который входило Корнилово, урожай был достаточно богатый, что позволяло реализовывать излишки на рынке г. Томска[56].

Большое внимание уделялось огородничеству. Обилие дичи в лесах и рыбы в р. Ушайке позволяло не только жить в сытости, но и реализовывать пушнину и рыбу в Томске. Для этого в ноябре-декабре по крепкому льду в город отправлялись обозы с заимок и деревень. В то время уже появились д.д. Аркашово, Протопопово, Сафроново и др. заимки.

На 4 – 6 лет государство освобождало казаков-землепашцев от налогов, что позволяло хозяйствам стать на ноги. Со временем заимки разрастаются и превращаются в крепкие, зажиточные деревни. В 1782 году в д. Корнилово проживали 23 души мужского пола, а в 1859 году в 24 дворах 65 душ мужского пола, это без учета молодых казаков, уходящих на царскую службу в г. Томск.

В окрестностях села имелось 9 пасек, 3 запруды для ловли рыбы, на р. Каменка была построена мельница. Жители села заготавливали и поставляли в Томск древесину, дрова, кедровый орех, кедровое масло, деготь, уголь.

На ярмарки в Томск вывозили товарное зерно, фураж, лен, пеньку, мед, масло, свинину, говядину, шкуры домашних животных и дичи, шкурки белки, соболя, выдры, песца.

В городе покупалось одежда, обувь, украшения, сельскохозяйственный инвентарь, охотничье снаряжение, изделия городских мастеров и ремесленников.

Чулымские тюрки, проживавшие в Мелесской землице, жаловались в 1621 г. русскому царю, что киргизские князья приходят к ним «по трижды и по четырежды годом, и с них емлют ясак, и жен и детей за ясак емлют в полон»[57]. С целью обороны чулымцев от набегов енисейских киргизов и взимания с них ясака в том же году на Чулыме в 370 верстах от Томска был построен Мелесский острог. И все же на протяжении всего XVII в. чулымские земли находились в состоянии войны. К примеру, в 1697 г, как сообщайся в «Памятниках сибирской истории», киргизы «ясашных грабили, и разоряли и которые звери у ясашных были с промыслу в ясак, и те все звери, соболи и лисицы и горностаи и котлы и топоры и ножи и огнива и лошади грабежом взяли, и к Мелесскому острогу боем приступали и стояли под тем острогом 8 дней и побив служилых 4 человека»[58]. Опасная ситуация в этом регионе замедляла земледельческое освоение края.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Саратов и Саратовский край на рубеже веков
К концу третьей четверти века в Саратове насчитывалось 2250 дворов, 300 лавок и свыше 50 рыбных и соляных амбаров. Его население составило уже около 15 тысяч жителей. В 1798 году появился план губернского Саратова, из которого видно, что ...

Крымчаки
Крымчаки (крымские евреи) жили в Крыму со средних веков. От других групп евреев (ашкенази и др.), появившихся в Крыму много позднее – в 18–19 вв., их отличал разговорный язык (особый говор крымско-татарского языка) и традиционный уклад жи ...

Обряд похорон
В своем романе Ч. Диккенс описал так же обряд похорон, что так же освещает этнографические особенности английского общества в середине IX века. У Пипа умирает сестра и он едет в свой город. Перед своим домом он видит, что Грэбб и Ко хозя ...