Государственная политика в сфере организации музейного дела (1917-1929)
Октябрьская революция 1917-го г. В России, ставшая закономерным итогом накопившихся в стране внутренних противоречий, вызвала глубинные изменения в экономике, социальной жизни и культуре, затронула все пласты общественного сознания.
Революция, Гражданская война, военная интервенция нарушили естественную динамику мирной жизни как в целом в России, так и на Дальнем Востоке.
Известно, что революционные события и войны во все времена создают опасную ситуацию в деле сохранения культурных ценностей. Не стали исключением Октябрьская революция и Гражданская война в России – стихия разрушения грозила обрушиться на дворцы, музеи, жертвами которой уже стали усадьбы поэта А. Блока в Шахматове, семьи дальневосточного исследователя В.К. Арсеньева под Петроградом и мн.др.
В 1918 г. Правительство издало более 20 декретов и постановлений по вопросам охраны исторических памятников и культурных ценностей, которые позволили предотвратить их разграбление анархиствующими массами и голодающим населением.
Но одними декретами было невозможно добиться положительных результатов в проведении культурной революции, нужен был механизм её осуществления. Поэтому контроль за сохранностью историко-культурного наследия был возложен на Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос), который возглавил Луначарский и в котором была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников.
Коллегия принимала экстренные меры по организации учёта и проведению национализации усадеб, дворцов, частных коллекций и т.п.
Были национализированы и переданы под размещение государственных музеев многие дворцы, в т.ч. Зимний, Аничков, Кремлёвский, усадьбы Останкинское, Архангельское, Кусково. Большое внимание уделялось местам, связанным с жизнью и творчеством выдающихся писателей: усадьба Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, дом А.П. Чехова в Ялте. Для обеспечения физической сохранности культурных ценностей правительство привлекало отряды милиции, армию. В 1917-1920 гг. было обследовано и взято на учёт 520 усадеб, представлявших историко-культурную ценность.
Собственностью народа были объявлены архивы, библиотеки, музеи, памятники архитектуры, дворцы, усадьбы, наиболее ценные собрания произведений искусства.
В январе 1918 г. Совнарком принял декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Этот документ провозгласил отделение церкви от государства, ликвидацию религиозного образования и ряд других положений, осложнивших доверие народа к новой власти. В то же время, объявив всё имущество существовавших в России церковных и религиозных обществ «народным достоянием» и лишив церкви прав юридического лица, правительство по существу поставило церковь в бесправное положение перед мощью государственной системы. За 3 года было поставлено на учёт 1500 церквей и 200 монастырей. Результат – закрытие тысячей церквей и монастырей, утрата значительной части церковных реликвий.
Но в стране шла работа и по созданию сети новых музеев. Если в дореволюционной России в 19-ом – начале 20-го имелось 149 музеев, то за период с 1918 по 1920 гг. на базе национализированного имущества на территории РСФСР было вновь создано 246 музеев, т.е. больше, чем за всю дореволюционную историю музейного дела.
Краеугольным камнем в деятельности элементарного просветительства была работа по ликвидации безграмотности. Для этого была поставлена задача создания систему бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей.
Волна революционных преобразований, слома старой системы привели в движение и нигилистически настроенные элементы в обществе. В основном это были люди из молодёжной среды, стремившиеся к радикальным мерам преобразования общества, скорейшего достижения социализма простым и доступным способом слома старых ценностей. Затухание в обществе радикальных идей произошло после выступления В.И. Ленина на 3-ем съезде РКСМ 2 октября 1920 г. Он выдвинул перед поколением такие цели: овладевать знаниями, изучать опыт прошлого, постоянно учиться.
За исторически короткое время происходило приобщение народа к элементарным достижениям культуры, демократизации культурной жизни.
Осознавая необходимость сохранения культурных ценностей не только в Москве и Петрограде, советское руководство стремилось обеспечить управляемость и безусловное исполнение правительственных постановлений на местах. В целях создания единой системы руководства музейным строительством Наркомпрос принял постановление «Об образовании губернских подотделов по делам музеев и охране памятников искусства и старины при отделах народного образования (ОНО), губернских Совдепах».
Для активизации политико-воспитательной работы в массах с 1922 г. Совет народных комиссаров создал орган, регулирующий все подведомственные Наркомпросу учреждения – музейный отдел Главнауки.
Но дальнейшему развитию этого плана помешало тяжёлое состояние народного хозяйства, что негативно отразилось на сохранности культурных ценностей. Осуществлялась их распродажа.
Популярные материалы:
Особенности географического положения России
Россия является крупнейшей страной мира (1/8 часть суши). Площадь России— 17,1 млн. км2, что почти в два раза больше, чем КНР или США. Российская территория сопоставима с целым материком — Южной Америкой.
На долю России приходится 77 % т ...
Ирландские праздники
Ирландия известна во всем мире своим дружелюбием, гостеприимством жителей и умиротворенностью. Умеренный атлантический климат, особенностью которого является минимальная разница температур летом и зимой, способствовал созданию уникальной ...
Историко-культурные ресурсы
Обширная территория Ямало-Ненецкого автономного округа является хранителем богатейшего культурного наследия, которое представлено всем типовым разнообразием памятников истории, археологии и этнографии. В «Археологической карте Ямало-Ненец ...