Историко-культурные ресурсы

Обширная территория Ямало-Ненецкого автономного округа является хранителем богатейшего культурного наследия, которое представлено всем типовым разнообразием памятников истории, археологии и этнографии. В «Археологической карте Ямало-Ненецкого автономного округа» (Екатеринбург, 1994), подготовленной сотрудниками Института истории и археологии УрО РАН и Уральского госуниверситета Н. В. Федоровой и Л. Л. Косинской по заданию Комитета по культуре и туризму окружной администрации, учтено 173 памятника археологии, расположенных на территории округа. В том же году вышла работа тюменских археологов А.В. Матвеева и В.А. Заха «Памятники древних и средневековых культур Ямала» (Тюмень: ИПОС СО РАН, 1994), содержащая дополнительную информацию о древних памятниках Ямальского и Приуральского районов. Суммируя данные екатеринбургских и тюменских археологов, учитывая вновь выявленные памятники, можно сделать вывод о том, что в настоящее время на территории округа известно более 300 археологических памятников.

Уникальным памятником археологии федерального значения является Мангазейское городище.

В Салехарде находится один из известнейших в мире археологических памятников - Усть-Полуйский. А располагается он на одной из многочисленных, зеленых летом, горок, что круто сбегают к берегу реки Полуй. История Усть-Полуйского памятника уникальна. Еще в 1935-1936 годах его начал раскапывать молодой питерский ученый Василий Степанович Адрианов. Находки, извлеченные из земли экспедицией Адрианова, были очень ценны для науки, а исследования ученого обошли буквально всю мировую археологическую прессу. Проблемы Усть-Полуя обсуждались в зарубежной литературе - скандинавской, американской, там их знали все. Потом были обнаружены памятники на Сеяхе, Тиутей-Сале. По исследованиям берестяных и деревянных изделий удалось получить и точную дату Усть-Полуйского памятника. Специалисты-дендрохронологи определили ее 48-49 годом до нашей эры. Археологи сделали вывод, что Усть-Полуйское поселение основали не ненцы, и не ханты, а какой-то народ, живший здесь до них и потом вошедший в состав титульных народов Севера. Здесь жил народ, который можно охарактеризовать как конгломерат различных племен, потому что четкое деление на нации и народности произошло гораздо позже.

Из этого они сделали вывод, что ненцы и ханты вместе осваивали полуостров, и искать сейчас на Ямале народ, имеющий право называться «более коренным», беспочвенно и научно неоправданно.

Популярные материалы:

Исторические особенности появления и формирования нижнетерского казачества
Нет единодушия среди ученых в вопросе о происхождении слова «казак» («козак» по-украински). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных к ...

Основные концепции формирования белорусского этноса
Процесс формирования белорусского этноса, достаточно сложен и противоречив. Среди учёных нет единого мнения как о времени появления белорусов как этноса, так и о предках современных белорусов. Считается, что этногенез белорусов происходил ...

Правда и вымысел
Собственно скифы в 5 в. до н. э. жили между реками Танаисом (Доном) и Истром (Дунаем). Позднее название скифов применялось ко многим племенам — савроматам, язигам, роксаланам, даже готам. Первоначально греки называли скифами ближайшее к О ...