Культура Ирландии

Страница 2

В XVIII веке ирландская литература постепенно приходит в упадок. Эпоха феодализма приходит к концу, и уже некому заботиться об ирландских бардах. «Последний бард» — cлепой арфист по имени Турлаф О'Каролан — умер в 1738 году. Старые литературные формы также отжили свое, а для выработки новых пока нет подходящих условий. Экономика страны находится в полном упадке, английские землевладельцы разоряют страну. Ирландская проза также приходит в упадок, а поэзия перестает подпитываться новыми формами и идеями. Из поэзии того времени интересна поэма «Оссиан в стране юности» Mайкла Комина (умер в 1760 году) — переложение мифа об Оссиане и творчество рано умершего Э. О’Салливана.

На протяжении следующего, XIX века Ирландия дала не так уж много выдающихся авторов из числа живших в пределах страны. Необходимо назвать поэта и барда Энтони Рафтери (1779—1835), рожденного в графстве Мэйо и всю жизнь прожившего на западе Ирландии. Во второй половине XIX века начинает действовать Gaelic League (или Ирландская Лига, союз авторов, пишущих на ирландском языке), она проводит в стране литературные конкурсы.

В середине XIX века, в годы «великого голода», вызванного неурожаем картофеля, около трети населения страны вымирает, почти столько же эмигрирует в Англию и в США. Большая часть эмигрантов ассимилируется с местным населением.

В XVIII и XIX веках среди английских писателей некоторые были ирландского происхождения. Среди них были такие всемирно известные авторы как Джонатан Свифт, Оливер Голдсмит и Ричард Бринсли Шеридан. Реалистическую картину жизни ирландского общества в XVIII — начале XIX в. дают романы Марии Эджуорт. В то же время внутри страны национальная культура ирландцев планомерно подавляется и даже уничтожается англичанами.

В конце XIX века наблюдался новый подъём национального самосознания ирландцев, связанный с борьбой за независимость страны. Ирландское литературное возрождение дало миру ряд замечательных писателей. Крупнейшими из них являлись драматурги Д.М. Синг и Шон О’Кейси, собирательница народных преданий леди Огаста Грэгори, а также поэт и критик Уильям Батлер Йейтс. Многие ирландские авторы достигли всемирной славы, живя в Англии; среди них Бернард Шоу и Оскар Уайлд.

В годы после того, как Ирландия добилась независимости, появилось много интересных авторов. Романист Джеймс Джойс, автор эпического романа «Улисс» и классического цикла новелл «Дублинцы», оказал заметное влияние на европейскую литературу середины и конца XX века. Другим известным мастером короткой новеллы был Фрэнк О'Коннор, чьи книги до сих пор издаются большими тиражами в англоязычных странах. Драматург-авангардист Сэмюэл Беккет и позже поэт Шеймас Хини стали лауреатами Нобелевской премии по литературе, соответственно в 1969 и в 1995 годах. Широко известны также современные писатели Уильям Тревор, Джон Банвилл, Джон Макгахерн, драматург Брайан Фрил и поэты Патрик Каванах, Майкл Хартнет, Майкл Лонгли, Ивонн Боланд, Пола Миэн, Эйлин Ни Куллинан, Деннис О'Дрисколл. В Ирландии действует Союз Поэтов (Poetry Ireland), организующий поэтические чтения по всей стране. Во многих городах проходят литературные фестивали.

ТАНЦЫ.

Ирландские танцы принято разделять на обычные танцы (social dance) и постановочные танцы (performance dance).

Танцы для вечеринок включают в себя кейли (англ. céilí) и сетовые танцы. Кейли обычно танцуются парами от 2 до 8 человек. Под постановочными танцами обычно подразумеваются ирландские сольные танцы. Отличительной чертой ирландского степа, популяризированного в 1994 году всемирно известным шоу Riverdance, являются быстрые и четкие движения ногами при остающихся неподвижными корпусе и руках.

Первые сведения об ирландских танцах датируются XI в. С этого времени у нас есть первые данные о танцевальных вечеринках ирландских крестьян, которые называются feis, (произносится «феш»), однако описание самих танцев впервые появилось в середине XVI в. и было довольно пространным и неясным. Описанные ирландские танцы включали в себя групповые танцы, которые разделялись на «длинные» танцы (танцоры выполняли движения, стоя длинными шеренгами друг напротив друга), «круглые» танцы (исполняли фигуры, стоя парами по кругу), а также танцы с мечами. Не совсем ясно, какие из танцев, описанных в то время, были собственно ирландскими, а какие явно появились в Ирландии под влиянием французских и шотландских танцев. В любом случае это были скорее прародители современных сет-танцев и кейли танцев. Однако для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги. Некоторые танцы были настолько популярны, что пересекли море и были заимствованы англичанами. Так, часто упоминающийся английский деревенский танец Trenchmore — это ирландский Rince mor, то есть «длинный танец» в линию.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Пушкин - Царское Село
Царское село - летняя царская резиденция и литературный символ России. Считается, что название Царское село произошло от финского названия «Саари-мойс», т.е. мыза на возвышенном месте, которую Петр I подарил князю А.Д. Меншикову. Вскоре м ...

Короленко в Нижнем Новгороде
Нижний Новгород дал мне радушный прием долгих скитаний, и те дружеские связи, которые у меня завязались в этом периоде, заставляют меня вспомнить о нём, как о второй родине. (В.Г. Короленко.) Первый раз он оказался в нижегородском к ...

Отзывчивость и чувство локтя
Человеческая отзывчивость и чувство локтя всегда были свойственны дагестанцу. Приведу некоторые, заметки из личного архива, которые могут дать об этом представление. Они прямо вытекают из дагестанского намуса. Первое — это отзывчивость к ...