Этническое возрождение белорусского народа

Страница 1

При оценке этнической ситуации, складывавшейся на белорусских землях со второй половины XVI века, необходимо учитывать две группы явлений: те, что тормозили, вернее, усложнял этнические процессы, и те, что способствовали их развитию, консолидации населения, создавали предпосылки для превращения народности в нацию. Первая группа явлений была характерна для второй половины XVII – первой половины XVIII века. Но уже с середины XVIII века усилились положительные тенденции. Так, к этому времени в основном была преодолена хозяйственная разруха, вызванная военными действиями, проходившими на территории Беларуси, началось оживление, а затем и подъем в экономике. Выросла численность населения, не нарушена была и этническая территория белорусов, а характер их расселения оставался компактным. Устойчивым оказался и топоним «Белая Русь»: в течение XVII–XVIII веков он распространился уже на большую часть территории, на которой формировался и развивался белорусский этнос.

Все эти положительные тенденции не только сохранились, но и получили дальнейшее развитие в XIX веке. Именно на протяжении этого столетия складывались предпосылки для превращения белорусской народности в нацию, и определенным рубежом в этом процессе стал конец XIX – начало XX века. При этом изменились и государственно-политические условия, в которых шло формирование нации. Белорусские земли после разделов Речи Посполитой оказались в составе России. Как бы не стремились некоторые националрадикальные историки принизить значение присоединения белорусских земель к России, но именно с этого времени стали складываться более благоприятные возможности для развития белорусского этноса, начался период «этнического возрождения белорусского народа». Для возникновения белорусской нации существенное значение имели изменения, происходившие в экономике, и быстрый рост капиталистических отношений. Она формировалась на той же территории, которая в качестве этнической определилась еще в период ВКЛ. Правда, российские власти не выделили этническую территорию белорусов в отдельную административную единицу, и потому она оказалась в губерниях Западного и Северо-Западного края Российской империи. Вместе с тем уже в первой половине XIX века были предприняты попытки определить этнические границы проживания белорусов, составить научно обоснованную карту их расселения. Эта работа была продолжена во второй половине XIX – начале XX века с участием академика Е. Карского, а затем и известного историка и этнографа М. Довнар-Запольского.

Как показали итоги Всероссийской переписи населения 1897 года, в пределах этнической территории белорусов, связанной с западными губерниями, проживало около 4,8 млн. человек, и жители 35 уездов данных губерний (из 47) родным назвали белорусский язык. В основном это было сельское население, оно по численности преобладало во всех губерниях. К концу XIX века выросло и городское население, с 350 до 650 тыс., хотя удельный вес белорусов среди жителей городов был небольшой (по подсчетам М. Бича, он составил 14,5 %). Тем не менее, в процессе капиталистического развития города Беларуси превращались в промышленно-торговые и культурные центры, играя важную роль в консолидации белорусской нации. Усиливалась и роль буржуазных социальных групп, шло формирование рабочего класса, национальной интеллигенции. Однако и в этом отношении белорусская нация имела свои особенности. Так, в ней слабо была представлена промышленно-торговая буржуазия, в которой преобладали евреи. Купцы, назвавшие родным белорусский язык в ходе переписи 1897 года, проживали только в 23 уездах из 35, а также менее чем в половине городов. Более широко были представлены белорусы среди рабочего класса, особенно на предприятиях, находившихся в сельской местности. Немаловажным является и тот факт, что белорусский язык назвали родным около 52 % потомственных дворян 35 уездов пяти западных губерний, а в сельской местности этот показатель оказался еще более высоким – 60,3 %. Родным языком считали белорусский 60 % учителей, 40 % чиновников, 29 % почтово-телеграфных служащих, 20 % врачей, 10 % юристов. Они составляли основу белорусской национальной интеллигенции. К ней следует отнести также писателей, деятелей искусства, других творческих лиц, связанных с белорусской культурой. Сама же белорусская культура приобретала все более выраженный национальный характер, что находило отражение в литературе, искусстве, других сферах. Все это оказывало воздействие и на этническое самосознание населения белорусских земель, становившееся все более выразительным. Этноним «белорусы», как показывают исследования, к концу XIX века вытеснил все другие названия, хотя в некоторых местностях по-прежнему использовались и локальные этниконы («полешуки», «полесяне»), а жители ряда отдаленных районов вообще (как показали опросы) не могли определить свою национально-этническую принадлежность и называли себя «тутэйшыя», «тубыльцы». Вместе с тем и в этот период этническое самосознание белорусов во многом еще было связано с религией, вероисповеданием. Так, многие из православных являлись носителями общерусского, точнее «западнорусского» самосознания, католики, особенно из шляхты, были близки к этническим полякам. Но игнорировать лица католического вероисповедания при разработке проблемы происхождения белорусов нет оснований. Против этого тогда выступали как местные, так и некоторые российские исследователи. Этнограф А. Сапунов, например, считал, что зачисление белорусов в число поляков потому, что они католики, является «этнографическим грабежом». За национальное единство белорусского народа, преодоление конфессионального разделения белорусов выступали и участники освободительного движения в Беларуси. «Конфессиональное разделение белорусского народа на православных и католиков, – пишет О. Латышонок, – было основным препятствием, которое стремилось преодолеть белорусское национальное движение на пути к созданию современной нации». Следует заметить, что в конце XIX – начале XX века стал меняться и характер белорусского освободительного движения, оно приобретало политическую направленность с постановкой вопроса о праве белорусского народа на государственное самоопределение.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Обряд "Вязания колодки", бытовавший в станицах верхней кубани
Старинный славянский многодневный праздник проводов зимы и встречи весны – Масленица – единственный крупный дохристианский праздник, который не получил нового истолкования и не был приурочен к христианскому календарю[1]. Приходилась Масл ...

Культурное обслуживание района
Культурное обслуживание населения района осуществляют районный и городской Дома культуры, 22 сельских дома культуры, 13 клубов, 28 библиотек, 3 из которых расположены в городе, 25 – на селе, а также детская школа искусств, районный истори ...

Комплекс белорусского женского национального костюма
Нижняя одежда Женский традиционный белорусский костюм более разнообразен, чем мужской, кроме того, он богаче украшен. Внешний вид женщины строго соответствовал ее возрасту и статусу: девочка, девушка, невеста, кабета, вдова, пожилая женщ ...