Этническое возрождение белорусского народа

Страница 1

При оценке этнической ситуации, складывавшейся на белорусских землях со второй половины XVI века, необходимо учитывать две группы явлений: те, что тормозили, вернее, усложнял этнические процессы, и те, что способствовали их развитию, консолидации населения, создавали предпосылки для превращения народности в нацию. Первая группа явлений была характерна для второй половины XVII – первой половины XVIII века. Но уже с середины XVIII века усилились положительные тенденции. Так, к этому времени в основном была преодолена хозяйственная разруха, вызванная военными действиями, проходившими на территории Беларуси, началось оживление, а затем и подъем в экономике. Выросла численность населения, не нарушена была и этническая территория белорусов, а характер их расселения оставался компактным. Устойчивым оказался и топоним «Белая Русь»: в течение XVII–XVIII веков он распространился уже на большую часть территории, на которой формировался и развивался белорусский этнос.

Все эти положительные тенденции не только сохранились, но и получили дальнейшее развитие в XIX веке. Именно на протяжении этого столетия складывались предпосылки для превращения белорусской народности в нацию, и определенным рубежом в этом процессе стал конец XIX – начало XX века. При этом изменились и государственно-политические условия, в которых шло формирование нации. Белорусские земли после разделов Речи Посполитой оказались в составе России. Как бы не стремились некоторые националрадикальные историки принизить значение присоединения белорусских земель к России, но именно с этого времени стали складываться более благоприятные возможности для развития белорусского этноса, начался период «этнического возрождения белорусского народа». Для возникновения белорусской нации существенное значение имели изменения, происходившие в экономике, и быстрый рост капиталистических отношений. Она формировалась на той же территории, которая в качестве этнической определилась еще в период ВКЛ. Правда, российские власти не выделили этническую территорию белорусов в отдельную административную единицу, и потому она оказалась в губерниях Западного и Северо-Западного края Российской империи. Вместе с тем уже в первой половине XIX века были предприняты попытки определить этнические границы проживания белорусов, составить научно обоснованную карту их расселения. Эта работа была продолжена во второй половине XIX – начале XX века с участием академика Е. Карского, а затем и известного историка и этнографа М. Довнар-Запольского.

Как показали итоги Всероссийской переписи населения 1897 года, в пределах этнической территории белорусов, связанной с западными губерниями, проживало около 4,8 млн. человек, и жители 35 уездов данных губерний (из 47) родным назвали белорусский язык. В основном это было сельское население, оно по численности преобладало во всех губерниях. К концу XIX века выросло и городское население, с 350 до 650 тыс., хотя удельный вес белорусов среди жителей городов был небольшой (по подсчетам М. Бича, он составил 14,5 %). Тем не менее, в процессе капиталистического развития города Беларуси превращались в промышленно-торговые и культурные центры, играя важную роль в консолидации белорусской нации. Усиливалась и роль буржуазных социальных групп, шло формирование рабочего класса, национальной интеллигенции. Однако и в этом отношении белорусская нация имела свои особенности. Так, в ней слабо была представлена промышленно-торговая буржуазия, в которой преобладали евреи. Купцы, назвавшие родным белорусский язык в ходе переписи 1897 года, проживали только в 23 уездах из 35, а также менее чем в половине городов. Более широко были представлены белорусы среди рабочего класса, особенно на предприятиях, находившихся в сельской местности. Немаловажным является и тот факт, что белорусский язык назвали родным около 52 % потомственных дворян 35 уездов пяти западных губерний, а в сельской местности этот показатель оказался еще более высоким – 60,3 %. Родным языком считали белорусский 60 % учителей, 40 % чиновников, 29 % почтово-телеграфных служащих, 20 % врачей, 10 % юристов. Они составляли основу белорусской национальной интеллигенции. К ней следует отнести также писателей, деятелей искусства, других творческих лиц, связанных с белорусской культурой. Сама же белорусская культура приобретала все более выраженный национальный характер, что находило отражение в литературе, искусстве, других сферах. Все это оказывало воздействие и на этническое самосознание населения белорусских земель, становившееся все более выразительным. Этноним «белорусы», как показывают исследования, к концу XIX века вытеснил все другие названия, хотя в некоторых местностях по-прежнему использовались и локальные этниконы («полешуки», «полесяне»), а жители ряда отдаленных районов вообще (как показали опросы) не могли определить свою национально-этническую принадлежность и называли себя «тутэйшыя», «тубыльцы». Вместе с тем и в этот период этническое самосознание белорусов во многом еще было связано с религией, вероисповеданием. Так, многие из православных являлись носителями общерусского, точнее «западнорусского» самосознания, католики, особенно из шляхты, были близки к этническим полякам. Но игнорировать лица католического вероисповедания при разработке проблемы происхождения белорусов нет оснований. Против этого тогда выступали как местные, так и некоторые российские исследователи. Этнограф А. Сапунов, например, считал, что зачисление белорусов в число поляков потому, что они католики, является «этнографическим грабежом». За национальное единство белорусского народа, преодоление конфессионального разделения белорусов выступали и участники освободительного движения в Беларуси. «Конфессиональное разделение белорусского народа на православных и католиков, – пишет О. Латышонок, – было основным препятствием, которое стремилось преодолеть белорусское национальное движение на пути к созданию современной нации». Следует заметить, что в конце XIX – начале XX века стал меняться и характер белорусского освободительного движения, оно приобретало политическую направленность с постановкой вопроса о праве белорусского народа на государственное самоопределение.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Теории этногенеза башкирского народа
Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур. Основными теориями происхождения башкир считаются угорская, тюрк ...

Строительные работы района
В районе активно ведется строительство жилья, объектов социально-культурного назначения. Так, только за последние 7 лет введено в эксплуатацию 3 многоквартирных дома в городе, две средние школы на 500 ученических мест каждая, два сельских ...

Музыкальный фольклор долган
"Долганская музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой локальный вариант акустической культуры северных саха (якутов) и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских ...