Традиционные формы бытования фоноинструментов, музыкальных инструментов долган и их роль в современности
Бубен дунгур, который является основным предметом камлания щамана ойуун, относится к типу мембранофонового звукового инструмента. А свою очередь мембранофоны - это инструменты, источником звука которого является перепонка-мембрана. Наибольшее значение среди мембранофонов Сибири придается шаманскому бубну.
В нашем случае, долганский бубен шамана относится к Центральносибирскому типу бубна. Для такого варианта, характерны рисунки на его поверхности и осознание его в качестве Вселенной.
"Количество же резонаторных бугорков регулируется магическими возможностями шамана и колеблется от полного отсутствия на отдельных экземплярах" (6. c.79). Так же как и во всех культурах Центральной Сибири, долганский бубен дунгур имеет не только общую структуру и эстетику звучания, но и общий ритуальный смысл: бубен символизирует животное-помощника шамана. Во всех культурах шаманы перед началом камлания на новом бубне обязательно совершают ритуал его "оживления". Без бубна - нет шамана, если бубна не было бы, как таковых шаманов не существовало бы. Долганский шаман ойуун, среди других шаманов, отличался тем, что передает все особенности исполнительских традиций долганских народных песен.
Долганский бубен, как и у других малочисленных народов имел одного хозяина, который сохранял его до самой смерти. Редко встречаются такие случаи, когда шаман ойуун, после себя оставлял бубен. Но в основном, бубен, когда умирает шаман, идет на погребение вместе со своим хозяином. Во время своего бытования, дунгур служит долго и даже с течением времени не теряет свое свойство. Случайно сломанный бубен как бы предрекал беды и несчастья. Во время своего существования, кроме шамана, никто не должен был дотрагиваться до бубна, кроме помощника - кутуруксута, который помогал до камлания преподнести бубен дунгур.
Музыкальные инструменты и звуковые игрушки составляют единую группу и слабо-дифференцированы: баргаан - дуговой варган; унгуох баргаан - пластинчатый костяной варган; иьиирэр - а) свисток из тальника, б) шалмей из гусиного пера (оба могут употребляться и как охотничьи манки); аланга (ох) - лук, который может использоваться как музыкальная игрушка и тимэк - "пуговица", употребляемая в качестве вихревого аэрофона (4. c.86).
Иьиирэр - свисток из тальника или шамлей из гусиного пера, употреблялись не только как охотничьи манки, но и в целях развлечения. Данный инструмент относился к форме свободных аэрофонов, то есть второму месту среди фоноинструментов Сибири. Иьиирэр от якутского означает - свистящий, что доказывает взаимосвязь якутской и долганской музыкальной культуры. Большая часть, встречающихся у других малочисленных народов Арктики свисток, в основном, указывает на материал изготовления - тальника. Таким образом, простой прут, при необходимости превращения в орудие фонации, становится свободным аэрофоном, подобно тому, как любая подручная палка, ударяющая в дерево.
"Известно, что с помощью этого обдувающего инструмента Саха очищают новое жилище от нежеланных духов. Во время жужжания вертушки хозяин произносил традиционный алгыс, посвященный духам домашнего очага и жилища" (7). Как упомянуто выше, долганская культура взаимосвязана с якутской и поэтому, долганы тоже использовали данный инструмент для очищения жилища от нежеланных духов. Кроме того, во время охраны оленнего стада, оленеводы развлекались свистком музыкального инструмента иьиирэр.
Популярные материалы:
Площадь 350-летия Красноярска
15 ноября 1961 года был сдан в эксплуатацию Коммунальный мост через Енисей. У моста были созданы две площади: Предмостная — на правом берегу Енисея, и площадь 350-летия Красноярска — на левом берегу.
Проектирование и строительство архите ...
Московское метро
Первая трасса метро, открытая для пассажиров 15 мая 1935 года, Кировско-Фрунзенский радиус, пролегла от станции “Сокольники” до станции “Парк культуры”. Протяженность линий с учетом ответвления до Смоленской площади составляла 11,6 км. По ...
История г. Парфеньева в период с 16в. по 1778 г.
Первые люди, населившие заволжские леса, были смешанными племенами угро-финской группы. Они селились по берегам водоемов, проникая сюда по рекам. Письменных документов времен мери, к сожалению, нет, но память о них сохранилась в топоними ...