Жизненный цикл этноса

Страница 1

Исходным моментом любого этногенеза является специфическая микромутация небольшого числа особей в географическом ареале. Следствием мутации является появление в генотипе людей признака пассионарности, формирующего новый стереотип поведения. Это явление, вызывающее в популяции повышенную абсорбцию биохимической энергии из внешней среды и приводящую к появлению новых этнических систем Л.Н.Гумилев назвал пассионарным толчком. Толчок может быть идентифицирован по ряду объективных признаков, универсальных для всех известных в истории феноменов этногенеза.

Через 1200-1500 лет от начального момента толчка пассионарный признак в популяции угасает и этнос либо растворяется в среде соседних народов (ассимилируется), либо существует неограниченно долго в гомеостазе, в состоянии равновесия с биоценозом своего ландшафта.

Поскольку в теории принято, что пассионарность - признак генетический и есть ген - носитель этого признака, то проявляться он должен в результате мутаций, вызванных внешним энергетическим воздействием на популяцию. Генетическая природа пассионарности подтверждается не только фактом передачи признака пассионарности по наследству с постепенным его угасанием (свойство рецессивных признаков), но и прямым расчетом этногенетических кривых с использованием закономерностей популяционной генетики. Тип внешнего воздействия, вызывающего мутацию, до настоящего времени не установлен. Сам Л.Н.Гумилев с учениками склонялся к космической причине - воздействию космических лучей, вызванных вариациями солнечной активности или вспышками сверхновых.

Однако возможен вариант воздействия на организмы электрических или магнитных полей, возникающих в результате каких-то процессов, протекающих в мантии Земли (след воздействия будет тоже геометрически представляться в форме геодезических линий).

Согласно Л.Н. Гумилеву, существует два основных типа этносов: динамические (исторические) и статичные (персистентные).

Персистентные этносы - это этносы, находящиеся в состоянии этнического гомеостаза, при котором жизненный цикл повторяется из поколения в поколение без существенных изменений. Этническая система сохраняет равновесие с ландшафтом не проявляя активности в изменении окружения. Человеческая популяция вписана в природу. Люди образуют завершающий этап природных или ранее перестроенных трофических цепей. К персистентному состоянию этнос приходит в результате длительного (1200-1500 лет) исторического развития.

Из общей массы пассионариев выделяют специфические поведенческие черты, такие как стремление к активной деятельности, преобразованию окружения, служение идее вплоть до самопожертвования. Поскольку последнее противоречит природе живых организмов, инстинкту самосохранения, то Л.Н.Гумилев считает пассионарность проявлением мутации, вызванной воздействием космического излучения.

Исторический этнос проходит несколько фаз развития. В фазе подъема (около 300 лет) осуществляется огромная работа по преобразованию вмещающего ландшафта, поскольку только из него пассионарии могут получить ресурсы для достижения поставленных целей. Количество пассионариев в новом этносе резко увеличивается как за счет их притока извне, так и за счет пассионарной индукции, то есть распространения пассионарности на людей, не обладающих пассионарными генетическими признаками. В этой фазе производится основная работа по формированию системных связей, формируется структура этноса.

В акматической фазе (следующие 300 лет) происходит перегрев этнической системы. Пассионарии борются за власть, в связи с чем этнос испытывает периоды, как подъема, так и спада. Территория, занимаемая этносом, расширяется до границ ареала, пригодного для его существования, преимущественно в пределах природных зон.

Надлом (100-200 лет) связан с ломкой структуры этноса, созданной в начальный период для небольшого образования и не соответствующей новым масштабам государства. Это - эпоха гражданских войн и иных внутренних потрясений, но в то же время, и расцвета науки и искусства. Пассионарность в этнической системе резко падает. Носители пассионарного гена ищут самовыражение не в стремлении к власти, а в достижении успеха в творческой области. В инерционной фазе (300 лет) этнос существует как бы по инерции. Исходная структура и системообразующие связи практически сломаны, но сохранен поведенческий стереотип и этническая традиция, объединяющие людей. Укрепление государственных органов власти, приоритет законов над отдельными волеизъявлениями, означают возможность мирно существовать без ярких личностей пассионарного типа. Наступает эпоха "золотой посредственности", отвечающая желаниям основной массы населения, так называемых гармоничных людей, которые и производят основные материальные и духовные ценности. Государство и население богатеют.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Конструктивизм
Конструктивизм, в переводе с латыни, - построение. Это искусство возникло в рамках поздней “конструктивной” стадии стиля модерн. Последователи конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни. Они выдвинули лозунг “произво ...

Семантические функции костюма семейских Забайкалья
Традиционную одежду повседневно носили большинство семейских женщин среднего возраста и пожилого. Девушки и женщины наряжались по праздникам в старинные одежды, бережно хранили и передавали из поколения в поколение. В настоящее время оста ...

Самара и её окрестности
Самарский городок, с начала своего строительства в 1586г., являлся поселением с преобладанием великорусского населения. Пути формирования его жителей были самыми различными. Подавляющее большинство горожан относилось к служилым людям мест ...