Резьба как традиционное искусство семейских Забайкалья

Декоративно-прикладное искусство семейских ярко и многогранно. Оно включает роспись и резьбу по дереву, металлообработку, вышивку, узорное тканье и многие другие виды творчества.

Исследование его представляет большой научный интерес в материальной и духовной культуре семейских.

Истоки резьбы по дереву на Руси очень древние и восходят к искусству восточных славян. У семейских Забайкалья обилие лесов делало дерево самым доступным материалом. Из дерева рубили избы, делали для ребенка колыбель и игрушки, для женщины – прялки и веретена, для праздничного стола и будней – ложки, солоницы, ковши, для езды – сани и дуги. И все это прочно, удобно и красиво – из сосны и кедра, лиственницы и березы. Дерево – материал необыкновенно красивый и универсальный. Внешне изделия из него просты, формы монолитны, украшения гармонично связаны со всем предметом, не нарушают его архитектонику.

Резьба по дереву условна, и необходимо найти определенный ритм и сочетание узоров, чтобы дерево ожило, притягивало, излучало тепло. Сама природа и сложившиеся веками традиции подсказывали резчику и живописцу (народному мастеру) форму предмета, рисунок узора.

Круги, квадраты, неглубокие порезки геометрической резьбы, которые воспринимаются сейчас как декоративный узор, в прошлом были наделены смыслом: круг символизировал солнце, волнистые линии – воду, борозды – поле.

Большое место в искусстве семейских Забайкалья занимали образы птиц. Лебедь олицетворяла водную стихию, лад в семье, благополучие. Среди животных особенно почитался конь, являвшийся символом солнца. Часто изображали их в виде оберегов, охранявших дом и человека от злых духов. В скульптурной резьбе имели место головы птиц, коня (крючья – курицы, конец охлупня).

У семейских Забайкалья в основном практиковалась геометрическая резьба, основным структурным элементом которой были выемки трехгранной формы. Ее узор состоит из повторяющихся полосок, квадратов, кругов, между которыми не оставляется промежутков: резьбой покрывается вся поверхность изделия. Несмотря на ограниченное число мотивов, резчик, путем их варьирования, добивался большой ритмической выразительности в целом узоре. В каждом случае образовывался красивый неповторимый рисунок. Трехгранновыемчатая резьба имела широкое распространение: ею украшались солонки, прялки, швейки, дуги и многие другие предметы быта.

Некоторые прялки семейских Забайкалья имели контурную резьбу, при которой изображение обводилось по контуру неглубокой бороздкой.

Скобчатая резьба, выполнявшаяся специальной стамеской с закругленным лезвием, встречалась на донцах прялок с.Мензы, с.Барахоево.

На различных бытовых предметах можно видеть ногтевидную резьбу, которая также наносилась специальной стамеской в виде небольшого углубления полуовальной формы. В изготовлении всевозможной посуды – ковшей, скобкарей, мисок, ковшичков, солонок – наиболее распространенной была долблено-резная техника. Из березовой, сосновой, кедровой заготовок иногда из корневища выдалбливалась основная форма, затем топором и ножом завершалась обработка. Ремеслом изготовления изделий занимались семейские мастера в свободное зимнее время.

Предметы из бересты также украшались резьбой и росписью. Береста у семейских Забайкалья широко применялась для бытовых поделок, благодаря своей легкости, сравнительно простой обработке, способности предохранять продукты от порчи. В туесах и лукошках держали пищу, собирали ягоды, грибы. Особым искусством в украшении берестяных изделий славились мастера Красночикойского района: Быков Михаил Михайлович (с.Барахоево, плетение из лозы и бересты, резьба по дереву), Грешилов Евдоким Семенович (с.Барахоево, плетение из лозы и бересты, резьба по дереву).

Популярные материалы:

Историко-этнографический музей «Чолкой»
Не хлебом единым жив человек – это характерно во все времена для разных поколений, именно культура, образования способны влиять на экологию души, на которую интенсивно влияют, как социальные так и экономические условия нашего времени. Име ...

Ботный домик
На Соборной площади прямо перед Усыпальницей расположен Ботный дом или домик. Он был построен в 1761 1766 гг. архитектором А.Ф. Вистом для хранения ботика Петра I, на котором юный царь постигал основы флотского дела. Когда в первой четве ...

Нетрадиционный подход к проблеме классификации
Следующая классификация экскурсионных объектов не традиционна, но не менее существенна. Она основывается в первую очередь на данных социологии и коммуникавистики. «…Продвижение к вещам есть обстоятельная работа, прежде всего призванная ус ...