Предмет этнологии

Страница 2

Такая точка зрения была довольно убедительно выражена известным немецким этнологом Рихардом Турнвальдом, который, анализируя понятие «первобытный народ», писал: «Один фактор кажется особенно важным: это степень покорения природы с помощью инструментов, приспособлений, навыков и знаний. "Первобытными" лучше назвать такие племена, которые используют для добычи пищи и обустройства жизни лишь самые простые орудия труда и обладают скупыми знаниями об окружающем их мире».

Если исходить из критериев технической оснащенности и знания физических законов, то «первобытные народы», определенные Турнвальдом как «люди, покорившие природу», действительно, больше зависят от природы, чем современные индустриальные общества. Однако для последних также несомненно верно, что их независимость от природы обратилась сегодня в зависимость от техники, ставшей «второй натурой» современного человека.

На основании этих рассуждений сторонники рассматриваемой точки зрения предлагали сохранить в этнологии сам термин «первобытные народы», но понимать под ним те общества и культуры, которые сохранили социальную стабильность благодаря взвешенному, непотребительскому отношению к природе.

Другая часть ученых выступала против сохранения термина «первобытные народы», поскольку его употребление предполагало использование термина «культурные народы», а такое противопоставление придает первому понятию уничижительный смысл. И действительно, нет ни одного человеческого общества, которое не имело бы культуры, даже если говорить о людях каменного века, создавших первые каменные орудия труда. Ведь культура - родовое качество человека, его сущностная характеристика, отражающая уникальную способность человека к преобразованию окружающего мира. Это отличает человека от других живых организмов нашей планеты, приспосабливающихся к изменениям окружающей среды. В мире вообще не существует человека в его первозданном состоянии, как это представлялось ученым на рубеже XVIII-XIX веков. Каждый человек предстает перед нами одновременно и как существо, создающее культуру, и поэтому разговор о «бескультурных» и «культурных» народах является бессмысленным. Речь может идти только о разных типах культур, изучение которых и должно стать основным предметом этнологии.

В связи с этим вместо термина «первобытные народы» учеными были предложены другие термины и понятия, которые, по их мнению, в большей степени соответствовали новой предметной области этнологии. Предлагались понятия «архаические культуры», «доиндустриальные общества», «традиционные общества», «бесписьменные культуры», «племенной союз» и т.д. Каждое из этих понятий стремилось выразить соответствующие особенности этнических культур, и поэтому все они сохранились в современной этнологии, не заменив при этом понятия «первобытные народы».

Разнообразие точек зрения и концепций нашло свое отражение в понимании предмета этнологической науки. В ходе дискуссий и споров сложились следующие варианты понимания предмета этнологии:

1) описательная и обобщающая наука, которая стремится к исследованию общих законов социального и культурного развития человека и человечества;

2) сравнительная наука, исследующая различные типы культур и пути их преобразования;

3) раздел социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы;

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Спорт в районе.
В Калининском районе получили развитие 53 вида спорта, массовыми из которых являются футбол, бокс, легкая атлетика, баскетбол, волей­бол, восточные единоборства, греко-римская борьба и борьба самбо. Из 204 тысяч человек, про­живающих в р ...

Башкиры Курганской области
Курганские башкиры — этнотерриториальная группа башкирского народа, компактно проживающая на западе Курганской области . Общая численность — 15470 человек. Расселены в основном в Альменевском, Сафакулевском, Щучанском районах области. Наи ...

Община и русская крестьянская семья в Сибири
В структуре сельского общества Сибири феодальной эпохи выделяется прежде всего волостная община — идентичная в главном крестьянским волостям других районов, но обладавшая некоторыми локальными особенностями. Местная волостная община, как ...