Предмет этнологии

Страница 1

этнология этническая наука поведение

Своеобразие каждой науки определяется, как известно, ее собственным предметом изучения и методами исследования этого предмета. С момента становления этнологии как науки и по настоящее время сквозной темой ее исследований является генезис этнических культур и межэтнических отношений. Первоначально на основании крайне ограниченной и разрозненной информации о ранних периодах существования человека ученые строили и продолжают строить обобщающие этнологические теории. И хотя их авторы претендовали и претендуют на точную реконструкцию исторической реальности, результаты таких построений не следует отождествлять с тем, что было на самом деле. Чаще всего эти теоретические конструкции можно расценивать как концептуальные модели, которые в лучшем случае представляют собой упрощенные, идеализированные схемы, служащие точкой отсчета для упорядочения эмпирического материала.

«Примитивные» народы как предмет этнологии.

Сопоставление такого рода теоретических моделей позволяет сделать вывод, что исторически первым предметом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европейцев. Поэтому первоначально этнология представляла собой науку, занимающуюся исследованием традиционных и «примитивных» обществ и их культур.

Такой методологический подход в определении предмета этнологии был обусловлен тем, что к концу XIX века в результате процессов модернизации практически все европейские народы сумели создать качественно новый тип цивилизации, значительно превосходивший все иные, созданные народами других континентов планеты. В результате стремительного технического развития и уверенности в безграничности человеческого прогресса европейцы стали считать, что историческое место культурно отсталых народов должно быть не рядом с цивилизованными европейскими народами, а далеко позади них. Эти народы были для цивилизованных европейцев в некотором роде примитивными, «живыми предками», заслуживающими изучения и подчинения своим интересам. Чтобы зафиксировать это различие между народами и их культурами, отсталые народы стали называться европейцами «примитивными» (от лат. primitivus - первый, самый ранний).

Новое название получило широкое распространение в быстро развивающейся этнологии, поскольку удачно вписывалось в ту систему классификации культур, которая основывалась на критерии достигнутого уровня технологического развития. Исходя из такой классификации, «примитивные» народы и их культуры стали главным объектом этнологии. Об этом убедительным образом свидетельствуют работы наиболее известных этнологов XIX века -Льюиса Генри Моргана («Древнее общество»), Эдуарда Тайлора («Первобытная культура»). Ранние работы основоположников немецкой этнологии Теодора Вайца и Адольфа Бастиана также посвящены описаниям не имевших прошлого «первобытных народов», которым противопоставлялись имевшие свою историю «культурные народы». К последним, естественно, относились народы Европы, которые творили историю путем интенсивного покорения природы, в то время как примитивные народы были беспомощны перед окружающим их миром из-за своей лености, инертности, необузданности.

Изменение предмета этнологии в XX веке.

На рубеже столетия этнология становится университетской наукой и начинает преподаваться как учебная дисциплина. Благодаря этому обстоятельству в этнологию пришло новое поколение ученых-теоретиков, которое заменило поколение основоположников-практиков. Со сменой поколений исследователей в этнологии стали меняться и представления о предмете этой науки. Прежде всего были подвергнуты критике идеи о разделении народов на примитивные (первобытные) и цивилизованные. Вопреки этим представлениям целый ряд ученых стал придерживаться убеждения, что так называемые примитивные народы, как и европейские, имеют свою историю, не являются более ранней ступенью развития человечества и также удалены от первобытности, как и мы. В определении их как примитивных верно лишь то, что они в ходе своей истории сформировали иное отношение к окружающему миру.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Огонь в погребальном обряде у народностей Дальнего Востока
Применение огня в погребальном обряде можно проследить у таких народов как нанайцы, нивхи, ульчи, солоны, коряки. Огонь в погребальном обряде нанайцев. У нанайцев имелось несколько способов погребения: наземные, в земле и (как исключени ...

История развития Давлекановского района
Изучение археологических памятников Давлекановского района началось лишь в 60-е годы XX века, хотя отдельные находки остатки керамической посуды, кости, были отмечены раньше. Наиболее ранние археологические памятники района относятся к э ...

Русская кухня – часть национальной культуры
Неотъемлемой частью культуры каждого народа является кухня. Недаром этнографы начинают исследование жизни любого народа с изучения его кухни, ибо в ней в концентрированном виде отражается история, быт и нравы народа. Русская кухня в этом ...