Короленко в Нижнем Новгороде

Материалы » Короленко в Нижнем Новгороде

Страница 4

Короленко счастливо сочетал в себе свободное творческое воображение художника и строгий дар учёного. Последнее с особенной полнотой сказалось в его работе в нижегородской губернской архивной комиссии, она была открыта 17.05. 1887г, на втором заседании, 22.05, её членом был избран Короленко.

Он отнёсся к этой работе с громадным увлечением и очень серьёзно. Это был один из самых деятельных членов комиссии.

Он взвалил на свои плечи тяжёлую ношу: черновую работу, связанную с исследованием местных архивов, и работу организационного характера.

Известный историк С.И. Архангельский свидетельствует: выступления Короленко в архивной комиссии говорят: о широте замысла и кругозора исследователя.

Жизнь и сведения, почерпнутые из старых документов, сливаются воедино - таков принцип работы Короленко. Из под руки Короленко никогда не выходили уродливые плоды научного труда. Он открыто занимал позицию художника, реконструирующего документальный материал.

Другая черта исторических изысканий Короленко – стремление к точности. То, что может быть проверено, должно быть проверено живыми впечатлениями или документальными свидетельствами.

Напрасно было беспокойство друзей Короленко, опасавшихся, что увлечение архивной работой может отнять его у русской литературы. Оно «привело» писателя к ней, точнее сказать, к новому жанру в его творчестве: к историческим очеркам. На основе одних только материалов балахнинского магистрата возникли законченные произведения: «К истории отживших учреждений», «Отголоски политических переворотов в уездном городе 18 века», «Колечко».

Всматриваясь в эту своеобразную отошедшую жизнь, писатель остаётся верен себе, ни на минуту не забывает о современности, соотнося с ней нравы исчезнувшей старины.

Дневник Короленко за 1889г. на 14 страницах заполнен выписками о положении кустарей.

Но книжного знакомства с кустарным делом для него мало. Нужно самому увидеть всё о чём пишешь, и он предпринимает четыре поездки в Павлова в 1889 и в 1890 гг., по две в каждый год.

Он работает как строгий исследователь. Внимательно штудирует общую и специальную литературу, беседует со скупщиками и кустарями, бродит по улицам Павлова, не спит ночами, наблюдая скупку, это уродливое, парадоксальное явление кустарного быта.

Но при всей своей тяге к точному свидетельству, к факту, Короленко в «Павловских очерках» всегда остаётся прежде всего художником.

Размытость жанровых границ - характерная черта «Павловских очерков», в отличие от будущего цикла его очерков « В голодный год» и в особенности от «Мултанского жертвоприношения». Там - строгое следование документу, подлинному реальному событию.

Однако при всей необычности, «скачкообразности» повествования «Павловские очерки» имеют замечательно тонко продуманный план. Это произведение со своим, так сказать, хитро скрытым секретом. Сила «Павловских очерков»- в страстном протесте против жизни, которая становится издевательством над здравым смыслом и над людьми. Невольно возникает чувство: дальше так жить невозможно, что-то должно измениться.

Но нет, всё остаётся по-прежнему.

В «Павловских очерках» Короленко стремился привлечь внимание русского общества к «богом забытым листам » ,которые находились, однако, в самом центре России, но где существование простого люда, кустарной массы, нельзя было даже уподобить по условиям труда каторге.

Очерки Короленко «В пустынных местах» по жанру своему тяготеют к путевым заметкам. Это был один из многочисленных летних маршрутов Короленко по Нижегородской губернии , по Волге и Ветлуге. Закончилось путешествие в устье Керженца, а затем уже волжский пароход доставил их в Н. Новгород. Он любил «милую красавицу Ветлугу» с её кудрявыми берегами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Общественный строй
В 5 в. до н. э. у скифов еще были сильны родовые связи. Основой общества были гиппотоксоты — свободные конные лучники, жившие большими патриархальными семьями. Знаками глав больших семей служили бронзовые молоточки. При погребении их вкла ...

Площадь 350-летия Красноярска
15 ноября 1961 года был сдан в эксплуатацию Коммунальный мост через Енисей. У моста были созданы две площади: Предмостная — на правом берегу Енисея, и площадь 350-летия Красноярска — на левом берегу. Проектирование и строительство архите ...

Традиции и обычаи
В середине XIX в. еврейские традиции и обряды в Крыму и других губерниях России стали исчезать. Причиной этому послужило движение идеи еврейского просвещения. Молодых стали приобщать к светским знаниям наряду с религиозными. Для самых тал ...