Короленко в Нижнем Новгороде
Долгое время, и при жизни Короленко в Нижнем, и даже после его отъезда, можно было часто услышать при оценке того или иного бытового или нравственного явления характерный вопрос: «А что сказал Владимир Галактионович?»; или категорическое: «Этого не было бы при Короленко!»
Горький, обладавший громадной памятью, свидетельствует: имя Короленко «звучало во всех кружках города. Он становился центральной фигурой культурной жизни и, как магнит, притягивал к себе внимание, симпатии и вражду людей».
За писателем, окруженным друзьями и восторженным почитателями его таланта, неотступно следили враждебные, ненавидящие глаза…
Какое-то время события шли неторопливо, спокойно.
Но 2.02. 1885г. перепугав домашних, приведя в полнейшее недоумение его самого, вечером нагрянула полиция. Короленко был арестован и под конвоем препровождён в тюремный замок. Он вновь был в застенке. Короленко решительно протестовал, вступил в конфликт с тюремным начальством, отправил письмо на имя губернатора, потребовал встречи с прокурором.
Короленко пишет о том, что за неимением одиночных камер, где он должен был находиться в связи с арестом, его содержат в так называемой башне, куда помещают только уголовников (3 ½ шага в диаметре), лишенной света, он лишён письменных принадлежностей.
Итак, дело Короленко было грубо сфабриковано. Но это не помешало жандармам сделать у него обыск в квартире, арестовать, заключить в острог, под конвоем препроводить в Петербург, там несколько дней содержать в тюремной камере и вести следствие, исход которого был совершенно ясен и не вызывал сомнений.
Это был новый акт откровенного произвола. Но, к сожалению, не последний. Правда, Короленко больше не подвергался арестам, однако «интерес» жандармов ему приходилось постоянно испытывать точно так же, как и повышенное внимание нижегородского губернатора.
Короленко постоянно просит разрешение на посещение Петербурга и Москвы. Но получает отказы. И только в июле 1887г. признано возможным для него жить в Москве. Петербург же по - прежнему недоступен, разрешены только кратковременные визиты.
И даже когда в 1893г. Короленко получил право на «повсеместное по всей империи жительство», приставы по - прежнему фиксируют каждый его отъезд из города и каждое возвращение.
С 1886 г. в Растяпине в доме местного торговца бакалейным товаром Н.И Пегеева В.Г. Короленко снимал дачу. Возвращаясь из сибирской ссылки, он остановился в Казани у своего давнего друга- литератора Николая Фёдоровича Анненского, который и посоветовал ему обосноваться на жительство в Нижнем Новгороде. На Волгу к нему приезжает мать Эвелина Осиповна, младший брат, сестра Марина Галактионовна Лошкарёва с мужем и тремя детьми. 32-летний писатель вскоре женится на Авдотье Семёновне Ивановской, а в 1886 г. у молодожёнов родилась дочь Софья. В связи с этим событием семьи Короленко и Лошкарёвых, объединившись, летом стали выезжать на свежий воздух в деревню Растяпино.
Деревня была богатая. Приблизительно в километре от Растяпина протекала река Ока, полноводная, светлая.
Короленко любил наши места, часто гулял с детьми по окрестностям, отправлялся с ними на правый берег Оки, в соседние деревни. Одним из его очерков « Смиренные » посвящён жизни Черноречья. Случай; описанный в нём, Короленко наблюдал в Колодкино.
Нижегородский период жизни писателя, с 1886-1896г, каждое лето которого Владимир Галактионович проводил в Черноречье, были самыми плодотворными и насыщенными в его творчестве. Не случайно А.М. Горький назвал это десятилетие «эпохой Короленка». А сам писатель называл себя «почти нижегородцем». За это время были написаны и опубликованы произведения, принесшие ему литературную славу: «За иконой», «На Волге», «Птицы небесные», «В пустынных местах», «Река играет», «Тени». В Нижнем ему работалось замечательно. Здесь Короленко достиг сорокалетия и перешагнул через него. Затем был Петербург, Полтава, но зенит его творчества остался позади…
Популярные материалы:
Авторская программа по сохранению и развитию празднично-обрядовой
культуры алтайского этноса
Паспорт
социально-культурной программы "Эхо Алтая" по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса.
Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет ...
Природные памятники
На территории района есть несколько природных памятников. Один из них – посадка голубых елей у поселка Комсомольский. В начале 20-го века землевладелец из числа немецких переселенцев высадил голубую ель на территории своего хутора, распол ...
Ювелирное искусство
Всемирное признание получили произведения татарских ювелиров – комешче. Веками складывались и совершенствовались традиции художественной обработки металла: от изделий древнебулгарских мастеров к более поздним украшениям периода Казанского ...