История Калининградской области

Материалы » Наш край: Калининградская область » История Калининградской области

Страница 9

Особенностью ворот являются так называемые штрабы. Они представляют собой вертикальные двойные вемки квадратного сечения, устроенные в стенах арок. В случае обороны с них следовало укладывать прочные брусья. Образованное таким образом заграждение напоминало жалюзи. Разобрать штрабы с внешней стороны было невозможно.

Другие железнодорожные ворота в Кёнигсберге

В Кёнигсберге существовали и другие железнодорожные ворота. Первые были построены после 1853 года, находились они рядом с Бранденбургскими воротами. Через эти ворота проходила железная дорога, ведущая в Берлин. Существовало и ещё несколько других железнодорожных ворот. Все они были снесены к двадцатым годам.

Бранденбургские ворота (Калининград)

Бранденбургские (Берлинские) ворота — одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на улице Багратиона. Бранденбургские ворота — единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению.

История

Бранденбургские ворота были выстроены в Кёнигсберге 1657 году на юго-западном участке Первого вального укрепления при пересечении его с дорогой, ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково). Из-за отсутствия денежных средств и соответствующего проекта устроители ограничились возведением деревянных ворот, поставленных под крышу и упирающихся в земляной вал. Для надёжного прикрытия впереди вырыли ров и заполнили водой.

Через сто лет по распоряжению прусского короля Фридриха II обветшалое строение было сломано, и на его месте сооружена массивная кирпичная постройка с двумя просторными проездами, имеющими стрельчатое завершение. Новые прочные ворота полностью перекрыли дорогу на юг (ныне улица Суворова) и служили надежной защитой города. Толстые стены хорошо укрывали небольшой гарнизон караульных, которые размещались во внутренних казематах. Здесь также имелись служебные, подсобные, складские помещения и подъемники. Во время реставрационных работ 1843 года ворота были значительно перестроены (почти что построены заново на том же месте) и украшены остроконечными декоративными фронтонами, крестообразными цветами из песчаника, стилизованными листьями на навершиях, гербами и медальонами. На воротах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771—1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии; справа — генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778—1855), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления.

Бранденбургские ворота — единственные из всех сохранившихся до наших дней кёнигсбергских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение отреставрировано и охраняется государством как архитектурный памятник, украшающий улицу Багратиона в Калининграде.

Архитектура

Ворота имеют два проезда. Хотя все выстроенные в середине XIX века в Кёнигсберге ворота относились к стилю неоготики, в Бранденбургских воротах готические мотивы выражены особенно ярко. Выделяются стреловидные фронтоны, которые придают низкому в сущности зданию ощущение высоты. Ворота богато украшены декоративными элементами — например, горельефами и стилизованными каменными цветками.

Фридландские ворота

Фридландские ворота — одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на перекрёстке проспекта Калинина и улицы Дзержинского, примыкают к парку Южный (бывший парк 40-летия ВЛКСМ). В воротах расположен музей.

История

Название ворот связано с городом Фридландом, нынешним Правдинском. Первые Фридландские ворота были построены в XVII веке, однако они располагались не на месте нынешних.

Ныне сохранившиеся Фридландские ворота стали последними воротами Кёнигсберга (то есть были построены последними). Точная дата их строительства неизвестна, приблизительные даты — 1857—1862 годы. Также неизвестно, кто был их архитектором. В начале XX века устаревшие и утратившие военное значение ворота вместе со всем вторым вальным обводом были проданы военным министерством городу. Тогда движение транспорта через них было прекращено, так как часть ставшего ненужным оборонительного вала была срыта, и дорога на Фридланд (нынешняя улица Дзержинского) стала проходить сбоку от ворот.

После войны ворота пустовали в течение долгого времени, потом в них располагался склад. В конце 80-х годов в Южном парке проводились работы по расчистке территории и очистке дна многочисленных прудов парка. В ходе этих работ было найдено много старых предметов. Вскоре в воротах был организован музей, основой коллекции которого и стали найденные в парке предметы.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Популярные материалы:

Кто они вепсы?
Вепсы - небольшая народность, проживающая в сопредельных местностях Северо-Восточной части Ленинградской и на Северо-Западной окраине Вологодской областей, а также на Юго-Западной прибрежной полосе Онежского озера в пределах Республики К ...

История возникновения деревни Ваймуши
Пинежский район – уникальное место Русского Севера, история которого уходит в далёкое прошлое: археологами обнаружены стоянки древних, живших в IX – VII веках до н.э. Во многих деревнях (Едома, Крылово, Першково, Березняк и др.) найдены к ...

Сталинский неоклассицизм, Социалистический реализм и послевоенная архитектура.
В это время формируется монументальное искусство. К нему относятся те жанры пространственных искусств, которые связаны с созданием репрезентативных сооружений, рассчитанных на пространство городских площадей и парков. Произведение обладае ...