Женские украшения

Токуги. Из серебра и из цветных металлов калмыцкие мастера делали женские украшения. Одно из них — токуги — серебряные или медные подвески к косам женщин.

«Жива будешь — и подвески к косам, и чехлы найдутся»,— так говорится в одной из калмыцких пословиц.

Раньше, когда девушка выходила замуж, косу ее раздваивали, заплетая каждую из кос отдельно, надевали на них бархатные чехлы, а на концах вешали подвески. Это означало, что она стала женщиной. Надевали чехлы (шиверлыки) и для того, чтобы во время работы (доение коров, приготовление еды) волосы не мешали женщине, не падали в молоко и пищу.

Подвески отливали разных форм: трехгранные, круглые, четырехгранные, с петельками вверху, с ушком снизу. Женщины из богатых семей носили токуги позолоченные, отделанные бриллиантами или жемчугами. Но большинство женщин носили серебряные подвески.

Пуговицы. На платья, сарафаны и другую одежду молодых женщин пришивали различные по форме пуговицы. Из серебра отливали пустотелые пуговицы, похожие на голову овцы, трехгранные, круглые.

По краю широких воротников своих рубашек женщины пришивали в ряд бриллиантовые, жемчужные или коралловые пуговицы-висюльки, которые очень украшали одежду. Такое украшение могли себе позволить, конечно, только женщины из очень зажиточных семей.

Серьги. Девушкам полагалось носить серьги только в правом ухе. После замужества разрешалось носить это украшение в обоих ушах.

Женщины носили золотые и серебряные серьги с несколькими глазками из бриллиантов, кораллов или жемчуга. Были серьги большие — серебряные, похожие на овечью или змеиную голову, с бриллиантовыми глазками, на длинных плечиках, и были серьги небольшого размера — очень изящные, похожие на головки степных цветов, на сердце, на седло и других форм.

Раньше мужчины-калмыки тоже носили серьги, причем только в левом ухе. Мужские серьги были с жемчугом, с золотым плечиком.

Произведения замечательных калмыцких мастеров хранятся сейчас в краеведческом музее имени Пальмова в г. Элисте. Молодое наше поколение может восхищаться и гордиться замечательным искусством своих талантливых предков.

Популярные материалы:

Nерская казачья община и землепользование терских казаков
Сельская станичная община (курень) оказывала огромное влияние на экономическую, общественную и культурную жизнь терского казачества. Несмотря на общие черты и сходство с традиционной земледельческой русской общиной, курень терских казако ...

Героический эпос бурят
С древних времен буряты обладали богатым наследием устной поэзии, которая выражая чаяния и ожидания людей, сопутствовала жизни народа на протяжении всей его истории. Оригинальны и неповторимы по своему содержанию и форме мифы, легенды и п ...

Механизмы этнической символизации. убийство, сублимации и символизация
Обсуждая различные вопросы этнопсихологии, уже имелся случай сказать, что у этносов наблюдается тенденция возвышения, возвеличения своей истории, культуры и человеческих качеств. В целом это явление, обозначаемое - этнической самосублимац ...